Site icon | Свято-Вознесенский храм, г. Aлександровск

Свято-Вознесенский храм. История, священнослужители

Свято-Вознесенский храм

Свято-Вознесенский храм, г.Александровск

Свято-Вознесенский храм, г. Александровск
Свято-Вознесенский храм, г. Александровск

Свято-Вознесенский собор расположен в Александровске — городе  спутнике Луганска, разрешение на строительство церкви получил военный переселенeц капитан Константин Юзбаш, где рядом находилось его поместье. Это один из самых древних храмов Луганской  епархии Украинской Православной Церкви и одна из немногих церквей которая и в советское время оставалась действующей.

Архитектура

Построенное из кирпича, квадратная в плане, крестово-купольное черырех-столбовое семибанное сооружение с квадратной апсидою и небольшим выступом с боку. Церковь выполнена в стиле классицизма и неожиданными элементами псевдорусских и  готических стилей. В интерьере сохранились фрагменты росписи и лепки XIX-го столетия. Сооружение опоясывает карниз,  на южном фасаде которого сохранились барельефы.

История

Первоначально, в 1783-1789 годах, Свято-Вознесенский храм был построен деревянным. Это случилось после того, как в 1772 году Константин Юзбаш, бригадир гусарского полка, образовал слободу Александровка, названную по имени сына, служившего в том же полку, и, подаренную ему же, как ранговая дача.

Многие храмы Луганщины возводились именно в те тревожные времена, как выполнение условия договора между императрицей Екатериной II и сербскими переселенцами, взявшимися охранять границы царской России от набегов кочевников.

Пустующие земли «Дикого поля» царское правительство в те годы заселило православными людьми из Европейских стран, которые устали от войн и дворцовых переворотов. Именно поэтому наш уезд первоначально назывался Славяно-Сербским.

Сербы помимо храмов строили школы, заводы, в общем, сыграли немалую роль в превращении «Дикого поля» в цивилизованный край. Роскошь панского дворца, построенного Александром привлекла богатого помещика Сомова и его жену княгиню Ширински-Шахматову. Они поселяются в слободе Александровка и жертвуют деньги на постройку каменного храма, да такого, чтобы не хуже, чем в столицах!

Храм был построен в 1840-1849 годах.

Табличка на стене Свято-Вознесенского храма, свидетельствующая о времени его основания
Табличка на стене Свято-Вознесенского храма, свидетельствующая о времени его основания

Он стоит до сих пор и радует нас величественной архитектурой. На его службы ходили и последующие владельцы имения Александровка, такие исторические личности, как принц Мюрат – внук сестры Наполеона Бонапарта Каролины и короля Неаполя Иоахима Мюрата, женившегося на княгине Сомовой (дочери помещика Сомова), а позже – известный общественный деятель, благотворитель, Камергер двора Его Императорского Величества, почетный мировой судья Уездного съезда, коллежский асессор Лев Голубев, который был женат на дочери прославленного адмирала Макарова. Теперь с удовольствием ходим мы.

В 1920-30-е годы Свято-Вознесенская церковь, как и многие храмы Луганщины, испытала тяжкие удары судьбы: грабеж и уничтожение икон, фресок, утвари из драгоценных металлов. Были разрушены колокольни, разбиты колокола, изъяты серебряные чаши и наиболее ценные иконы.

И все же Александровскому Свято-Вознесенскому храму повезло более других. Это единственный храм в области, который не был закрыт советской властью в послереволюционные годы.

В предвоенные годы (1937 – 1940) Вознесенская церковь так оставалась единственным действующим храмом в Ворошиловградской области. Службы в ней не проводились лишь 1940 – 1941 годах.

Община вновь возродилась в 1942 году, официально зарегестрирована 31 октября 1944 года в количестве 637 человек. В 1955 году храм был включен в список сакральных сооружений области, открытых для посещения иностранными делегациями.

Несмотря на прошедшие войны, разгул атеизма и годы гонений на православие, храм претерпел мало внешних изменений и по праву является памятником архитектуры. Внутреннее убранство храма вызывает восхищение прихожан своим великолепием.

Многие иконы в лихие годы были спасены верующими, а затем возвращены в храм.

Мощевик, преподнесенный в дар храму схиархимандритом Зосимой (Сокур)
Мощевик, преподнесенный в дар храму схиархимандритом Зосимой (Сокур)

Сейчас в Александровском соборе находятся особые святыни:

Из статьи В. Высоцкого, опубликованной в «Наша Газета» в 12.06.96 года:

«Храм кирпичный, оштукатуренный, трехчастный, пятиглавый. Центральное пространство перекрыто куполом на высоком цилиндрическом барабане, по углам высятся декоративные башенки – колокольни. Перспективные порталы и завершающий стены, ритмичный ряд килевидных арок напоминает формы древнерусского зодчества. Церковь окружена восьмигранной в плане, кирпичной оградой в псевдоготическом стиле с двумя сторожками и башенками по бокам ворот.

В 1920-30-е годы Свято-Вознесенская церковь, как и многие храмы Луганщины, испытала тяжкие удары судьбы: грабеж и уничтожение икон, фресок, утвари из драгоценных металлов. Были разрушены колокольни, разбиты колокола, изъяты серебряные чаши и наиболее ценные иконы.

Внутреннее убранство храма вызывает восхищение и благодарность людей, даже далеких от религии. Великолепный иконостас и алтарь, отделанные деревянной резьбой, со вкусом окрашенные арочные перекрытия, увешенные иконами стены, являют собой красочную картину. Часть икон в годы гонений была спасена верующими, часть – подарена храму позже.

Можно считать, что Божьему храму в 1942 году явилось чудо: власти разрешили службу, и в церковь потянулись верующие – не только жители Александровска, но и из ближайших сел и из Луганска.

Сегодняшнее прекрасное состояние храма – яркое доказательство преимущества использования культурного памятника архитектуры в исконном его предназначении. В то же время, это заслуга усердного его настоятеля митрофорного протоиерея Сергия (в миру Сергей Иванович Касянцов)».

Настоящее время

С 9 сентября 1997 года настоятелем Свято-Вознесенского собора служит протоиерей Иаков Лобов, он же является благочинным Александровского округа и членом епархиального совета.

Святой мученик Трифон - небесный покровитель храма
Святой мученик Трифон — небесный покровитель храма

В настоящее время при соборе действует воскресная школа для детей и юношества, которую посещают около 30 детей.

В храме имеется два хора: нотный и детский. Нотный поёт по воскресеньям и двунадесятым праздникам. Божественная литургия совершается в субботние воскресные и праздничные дни.

В субботу, после литургии, совершается молебен с акафистом Св. Муч. Трифону.

В пятницу совершается молебен с акафистом Благовещению Пресвятой Богородицы.

В четверг — Святителю Спиридону Тримифунтскому.

Подробнее, смотрите — Расписание Богослужений.

Приходской совет старается поддерживать храм и церковные строения в благопристойном состоянии.

За последние три года произведен капитальный внутренний ремонт храма, построены трапезная и иконная лавка, отреставрированы бывшая роспись, а также расписан купол храма, внутренняя арка центрального входа, горнее место Благовещенского предела, потолок в притворе храма.

Священнослужители Свято-Вознесенского собора ведут активную общественную деятельность: посещали Воинскую часть, где дети давали праздничные концерты, участвовали на городских мероприятиях, неоднократно организовывали встречи со студентами железнодорожного техникума.

Ежедневно в храме устраиваются благотворительные обеды, но особенно — в служебные и праздничные дни. Регулярно совершаются паломнические поездки по святым местам.

Икона с трехмерным изображением
Икона с трехмерным изображением

Старанием настоятеля и прихожан, усердием благотворителей (генерального директора ПО «Луганскуголь» А.Н. Ермакова) на церковной усадьбе построена трапезная, иконная лавка, над источником выстроена беседка. Недавно появилась еще одна кованая беседка с золоченой крышей и крестом на ней, а в конце августа 2013 г. обустроена еще и деревянная избушка для голубей.

В Свято-Вознесенском храме находится уникальная  икона с трехмерным изображением. Чудо иконы в том, что если смотреть на нее под разными углами, то можно увидеть три святых образа.

Если на икону посмотреть слева, то можно увидеть Иисуса Христа, зайдешь справа – виден совсем другой лик – Бога Отца, а если стать прямо напротив иконы, то отчетливо виден образ Святого Духа – белый голубь. Первое, что приходит на ум — это какая-то современная техника рисования икон и применение новейших технологий. Но факт опровергает это предположение: чудо-образу около двухсот лет.

В настоящее время в Свято-Вознесенском соборе служат следующие священнослужители:

— Настоятель протоиерей Иаков Васильевич Лобов;
— протоиерей Димитрий Иванович Шершун;
— иерей Марк Яковлевич Лобов;
— диакон Константин Яковлевич Лобов.

Священнослужители храма за всю историю:

  1. Феодор Базилевский (с 01.09.1906);
  2. Н. Кораблев (1925 – 1931);
  3. Григорий Качевский (по сост. на 08.1926);
  4. Григорий Лотов (на 1927);
  5. Александр Мирошниченко (по сост. на 15.10.1931);
  6. Николай Лебедь (по сост. на 05.1933);
  7. Фирс Головков (30.09.1942 – 28.04.1943);
  8. Иван Кряковцев (с 09.07.1945 года);
  9. Георгий Ковалев (до 14.12.1945);
  10. Александр Попов (на 11.01.1946);
  11. Иоанн Олейник (с 11.04.1949);
  12. Михаил Шарапов (до 21.08.1954, с 26.03.1959 – на 01.01.1968 года);
  13. Авксентий Сидоренко (с 09.1954);
  14. Димитрий Загреба (с 16.10.71);
  15. Петр Банников ( по сост. на 01.01.73);
  16. Сергий Касянков (до 09.1997);
  17. Иаков Лобов (с 09.09.1997);
  18. Александр Пономаренко (до 07. 2002);
  19. Вячеслав Громовик;
  20. Георгий Бахмач;
  21. Алексий Дармолад;
  22. Александр Ващак;
  23. Александр Михеев (12.2000 – 01.2001);
  24. Димитрий Шершун (с 2003);
  25. Николай Крылов (с 2009);
  26. Марк Лобов (с 2011).

(По материалам книги «Луганская Епархия»)

Свято-Вознесенский собор г. Александровска (Луганск). Подробная история

История возведения Свято-Вознесенского храма восходит к событиям середины ХVIII века, во времена освоения правого берега реки Северский Донец, который мешали заселять частые набеги кочевников – крымских татар и ногайцев.

Для охраны и заселения этих мест Российское правительство Елизаветы Петровны привлекало выходцев из балканских стран православного вероисповедания. Они принимали российское подданство, присягу и в составе двух конных гусарских полков под командованием И. Шевича и Р. Депрерадовича образовывали шанцы, вокруг которых разрастались поселения.

Образовал слободу Александровка бригадир гусарского полка Константин Юзбаш. Слобода была названа по имени сына, также служившего в полку Шевича, и подарена ему, как ранговая дача. Правительственной инструкцией предусматривалось в каждой слободе построить церковь и возле нее открыть школу.

Усадьба Юзбашевка в 2008 годуВ 1783 году Константин Юзбаш, заручившись поддержкой господина Синельникова – правителя Екатеринославского наместничества, ходатайствует перед преосвященным Никифором, архиепископом Словенским и Херсонским о благословении на строительство в слободе Александровка деревянной церкви во имя Вознесения Христова. Святительская храмо-зданная благословительная грамота на закладку церкви в 1785 году была выдана, после чего Бахмутский протоиерей Петр Расевский соборно освятил место под церковь.

В 1790 году церковь была возведена, а 25 марта 1791 года Бахмутский протоиерей Петр Расевский освятил новоустроенную деревянную Свято-Вознесенскую церковь и открыл в ней богослужения.

Сербы помимо храмов строили школы, заводы и, в целом, сыграли немалую роль в превращении «Дикого поля» в цивилизованный край. Роскошь панского дворца, построенного Александром Юзбашем в 1772 году привлекла в эти края богатого помещика Сомова и его жену княгиню Ширински-Шахматову. Они поселяются в слободе Александровка и жертвуют деньги на постройку каменного храма, да такого, чтобы не хуже, чем в столицах!

Каменный храм был возведён в 1840-1849 годы.

Построенное из кирпича, квадратная в плане, крестово-купольное черырех-столбовое семибанное сооружение с квадратной апсидою и небольшим выступом с боку.

Церковь выполнена в стиле классицизма и неожиданными элементами псевдорусских и готических стилей. В интерьере сохранились фрагменты росписи и лепки XIX-го столетия. Сооружение опоясывает карниз, на южном фасаде которого сохранились барельефы.

На службы в храм ходили и последующие владельцы имения Александровка, такие исторические личности, как принц Мюрат – внук сестры Наполеона Бонапарта Каролины и короля Неаполя Иоахима Мюрата, женившегося на княгине Сомовой (дочери помещика Сомова), а позже – известный общественный деятель, благотворитель, Камергер двора Его Императорского Величества, почетный мировой судья Уездного съезда, коллежский асессор Лев Голубев, который был женат на дочери прославленного адмирала Макарова.

В 1920-30-е годы Свято-Вознесенская церковь, как и многие храмы Луганщины, испытала тяжкие удары судьбы: грабёж и уничтожение икон, фресок, утвари из драгоценных металлов. Были разрушены колокольни, разбиты колокола, изъяты серебряные чаши и наиболее ценные иконы.

И все же Александровскому Свято-Вознесенскому храму повезло более других. Это единственный храм в области, который не был закрыт советской властью в послереволюционные годы.

В предвоенные годы (1937 – 1940) Вознесенская церковь так оставалась единственным действующим храмом в Ворошиловградской области. Службы в ней не проводились лишь 1940 – 1941 годах.

Община вновь возродилась в 1942 году, хотя официально зарегистрирована была 31 октября 1944 года в количестве 637 человек. В 1955 году храм был включен в список сакральных сооружений области, открытых для посещения иностранными делегациями.

Несмотря на прошедшие войны, разгул атеизма и годы гонений на православие, храм претерпел мало внешних изменений и по праву является памятником архитектуры. Внутреннее убранство храма вызывает восхищение прихожан своим великолепием.

Свято-Вознесенский храм, АлександровскМногие иконы в лихие годы были спасены верующими, а затем возвращены в храм.

Приходской совет старался поддерживать храм и церковные строения в благопристойном состоянии. При настоятельстве Иакова Лобова на пожертвования благотворителей был произведен капитальный внутренний ремонт храма, построены трапезная и иконная лавка, отреставрированы бывшая роспись.

Священнослужители Свято-Вознесенского собора вели и ведут активную общественную деятельность. Ежедневно в храме устраивались благотворительные обеды, особенно — в служебные и праздничные дни. Регулярно совершались паломнические поездки по святым местам.

Когда в 2014 году в ворота храма постучалась война, никто из духовенства не стал беженцем. Не разбежался и церковный хор, много лет возглавляемый регентом храма Аллой Грантовной Дядус.

Не смотря на то, что в течении трёх месяцев Александровск находился под интенсивным обстрелом со всех сторон (со Счастья стреляли по южным кварталам, с Металлиста и Сабовки доставали до центра города, с Юбилейного летели «обратки» по направлению к Счастью и т.д., — всё это, вместе взятое, пролетало над Александровском), в самом Александровске разрушено было всего несколько домов.

Мина, застрявшая в нескольких метрах от Свято-Вознесенского храма13 июля один из снарядов разорвался на территории Панской усадьбы, не причинив большого ущерба, хотя осколки в большом количестве находили и в церковном дворе, второй снаряд упал возле храма, он мог натворить бед, но, слава Господу, не взорвался.

После его обезвредили и вывезли сапёры.

Благодаря тому, что у настоятеля протоиерея Иакова Лобова большая и дружная семья, он с матушкой Галиной, сыновьями протоиереем Марком, протодиаконом Константином, госслужащим Василием, сёстрами монахинями Минадорой и Митродорой смогли организовать в условиях блокады на церковной территории пункт помощи населению.

С восьми утра здесь включали электрогенератор, качалась вода, которую раздавали всем нуждающимся. Работал пункт зарядки мобильных телефонов и фонарей. Каждое утро протоиерей Марк привозил полную легковую машину хлеба из Луганска.

А когда встал вопрос о том, что кому-то нужно взять на себя доставку и раздачу гуманитарной помощи из России, отец Марк, не раздумывая, надел бронежилет и поехал за продуктами. Гуманитарная помощь также раздавалась на территории храма, который стал неким оазисом жизни посреди разрушительных действий Украинского правительства. Тогда же была организована благотворительная столовая для обездоленного населения.

В военной полевой кухне готовили кулеши, борщи и супы, варили каши, заваривали чаи. Помощники настоятеля Андрей, Владимир следили за работой генератора, заготавливали дрова для полевой кухни. Татьяна, Таисия, Ирина, Евдокия и другие под грохотом артиллерийских дуэлей самоотверженно трудились до седьмого пота, чтобы успеть всё приготовить, накормить людей и привести в порядок церковную территорию.

Службы в храме проходили в обычном режиме, разве что прибавилось молебнов и заупокойных богослужений. Не прекращала работу и просфорня. Без всего этого александровцам было бы на много труднее выживать в условиях блокады, тем более, что официальная власть на время оставила выполнять свои обязанности. Здание Александровского горсовета стояло пустое.

В Александровске же, в трудную минуту ярко проявились организаторские способности, а также практичность и предусмотрительность настоятеля и благочинного Александровского округа протоиерея Иакова Лобова.

 

Exit mobile version