Протоиерей Василий Иванович Доброносов
Протоиерей Василий Доброносов

Свято-Троицкий храм

Храмовые праздники:

— День Святой Троицы (Пятидесятница);

— В честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца – 22 мая, 19 декабря;

— Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября

Адрес храма:

ул. Ленина, 165; г. Зимогорье, 93740

(Украинское название:  Зимогір’я, название до 1961 г. — с. Черкасское)

Настоятель:

Протоиерей Василий Иванович Доброносов

Дата рождения — 11.01.1954. День ангела — 14.01
Тел. моб. — 066 979 32 76
Хиротония:

В сан диакона: Митрополит Сергий, Свято-Успенский собор, 14.10.1980;
В сан иерея: Митрополит Сергий, Свято-Духовский собор, 2.06.1981.

Образование:

Светское: школа:1961-1971, институт:1971-1976.
Духовное: Одесская:1978-1982.

Священнослужители храма:
  • Максим Барышпольский (1779);
  • Пётр Попов (с 1904);
  • Никита Кондратьев (01.09.1942 – 24.09.1946);
  • Максим Юхимец (09.08.1946 – 19.02.1947);
  • Иван Чефранов (с 09.03.1959);
  • Илия Дорда (с 22.11.1965; с 23.06.1972);
  • Серафим Сулима (с 28.11.1967);
  • Вячеслав Томарев (с 19.02.1971);
  • Феодор Холод (с 02.09.1974);
  • Василий Доброносов (c 1989 г.)
История храмаИз книги Черкасский бродИстория краяВидео
Свято-Троицкий храм
Свято-Троицкий храм

В селе Черкасском тщанием прихожан в середине XVIII века была построена  деревянная Свято-Николаевская церковь. К концу XIX века церковное здание изрядно обветшало, а со временем и сгорело.

В 1889 г. на месте сгоревшей Николаевской церкви на средства прихожан был построен новый каменный трехпрестольный храм. Главный престол – во имя Святой Троицы, южный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы и северный – Святителя Николая Чудотворца. Храм был построен из красного кирпича на известковом растворе и покрыт черным кровельным железом.

В ограде церкви построена каменная сторожка, а также дом для священника. При храме была открыта школа грамоты. В начале XX века в приход храма входила деревня Зимогорье, всего в приходе было 415 приходов с 3275 прихожанами. Специально отмежеванной земли было выделено общине 118 десятин.

В 1929 году храм закрыли, а здание переоборудовали под клуб. С него были сняты кресты и колокола. При снятии колоколов один из них упал и разбился.

Церковная жизнь в селе возродилась во время Великой Отечественной войны. Богослужения в храме начались с сентября 1942 года. Официально община зарегистрирована 10 ноября 1944 года в составе 145 прихожан. По воспоминаниям священника Никиты Кондратьева, в мае 1945 г. со станции Славяносербск был принесен и воздвигнут на храме железный крест.

В 1951 ш. здание храма у общины было изъято как «прежнее клубное здание». Для молитвенных целей верующим было разрешено купить дом у Бережко Романа по ул. Калинина, 3. Хотя прихожане и ходатайствовали перед властями о возврате им здания храма, Славяносербский райисполком 31 января 1980 года принял решение о его сносе. Но технически осуществить это было сложно, и здание передали кирпичному заводу.

Храм был возвращен верующим в сентябре 1988 года, после чего в нем была произведена внешняя и внутренняя реконструкция. Первая Божественная литургия проведена в храме 4 декабря 1991 года.

Свято-Троицкий храм, г. Зимогорье, Славяносербский район, Луганская область
Свято-Троицкий храм, Aлександровский благочиннический округ, Луганская Епархия

«Под горой, на самом видном месте с любой точки города Зимогорье, стоит Свято-Троицкий храм. Вот уже 140 лет является он украшением городка. А ведь редкий житель знает, что на этом месте ранее стояла другая — деревянная церковь. Еще 10 марта 1765 года тайным советником Андреем Матвеевичем Фливерком было дано разрешение на постройку в селе Черкасский Брод (ныне г. Зимогорье) церкви Николая Чудотворца. Церковь простояла несколько десятков лет, пришла в негодность, а потом и вовсе сгорела.

Все стихийные бедствия люди воспринимали как кару божью за грехи, а главное — отсутствие церкви. И хотя народ по тем временам был крайне бедным, все же на сходе общины было решено миром построить новую церковь. С большим старанием, верой и любовью строился новый храм, который был построен к празднику Святой Троицы в 1863 году — и назвали его также — Свято-Троицкий храм. До наших дней сохранился внешний облик храма, богатство древней архитектуры, живописное убранство 19 века.

В 1929 году, во времена гонения на христиан, храм закрыли, со стен сдирали фрески, снимали и жгли иконы, церковные книги. Когда стали снимать с церкви кресты и колокол, то колокол упал и разбился. В тот же 1929 год на Пасху шла служба в церкви. В полночь, когда единственный раз в году поп открывает вторую боковую дверь и заходит туда, его схватили комсомольцы и заперли в рядом стоящем клубе. Все ожидавшие его прихода, не дождавшись, разошлись по домам.

В 30-е годы в церкви размещался клуб. Вход в «клуб» был со стороны улицы, а на месте алтаря был натянут белый холст. Зрители сидели на лавках. Впервые, когда стали показывать фильм, показ не удался: звук сильно искажался, был совсем неясным. Испуганные зрители ушли по домам. Об этом еще вспоминают старожилы. Позже в церкви находился склад для зерна. Во время войны храм был частично разрушен, и сразу после изгнания фашистов, люди вновь потянулись к нему, но службы не проводились.

В 1951 году храм был изъят у религиозной общины как «бывшее клубное здание». Для молитвенных целей верующим было разрешено приобрести дом. В 1956 году силами верующих открывается маленькая церковь в частном доме. До 1989 года в этой так называемой церкви много раз менялись настоятели, пока не пришел протоиерей Василий, в миру Василий Иванович Доброносов. Он и сейчас является настоятелем настоящей церкви и много делает хорошего для своих прихожан.

1982 год. В этом году облисполком вынес постановление снести бывшее церковное здание. Но взорвать храм не удалось, т.к. близко находились частные дома и школа ДОСААФ. Разобрать вручную тоже не получилось, потому что толщина стен достигает 1 метра, а фундамента — до 2 метров. В связи с этим исполком передает здание церкви Зимогорьевскому кирпичному заводу для хозяйственных нужд.

С приходом настоятеля (1989) — отца Василия — начинается активная работа по восстановлению Свято-Троицкого храма: собираются деньги среди населения, на шахте у рабочих. Прихожане и сам настоятель обращаются за помощью в другие организации и учреждения города. Местные жители добровольно приходили на уборку территории от строительного хлама, погрузку мусора, работали подсобными рабочими. Для восстановления фресок были приглашены художники — специалисты из городов Стаханова, Сентяновки, села Крымское. На это ушло около 3-х лет.

4 декабря 1991 года на праздник — введение в Храм Святой Богородицы — была отслужена первая служба после реконструкции. Некоторые иконы, которые находятся в церкви, были приобретены и приобретаются сейчас за деньги церкви.

Стоит под горой церковь, радует души верующих, есть куда сходить, когда тяжело на душе, когда душа просится к Богу. Далеко видны купола, в праздничные и воскресные дни разливается колокольный звон. Замечательный ансамбль фресок, древних икон украшает главный алтарь. Убранство его выделяется высоким образцом синтеза архитектуры и живописи. Сцены и персонажи, изображенные в храме, — это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения».

(Из книги Н. Петровой, Л. Гальченко, Н. Волкова
«Черкасский брод — далекое и близкое»)

Зимогорье - богатый край
Зимогорье — богатый край

«Травы росли столь высокими, что когда лошадь со всадником шла, то было видно только шлем воина. Ковыль и катран поднимались в пояс человеку, а бобовник и дереза, невысокие, но густые, образовывали массивы непролазных кустарников. Степь кишела змеями, во множестве водились дрофы, зайцы, обитали дикие козы, сайгаки, туры, волки и лисицы. Реки были полны рыбы. Прекрасные пастбища южных степей манили в свои просторы…»

Такое описание наших бескрайних степей мы встречаем в книге Петрова Н., Волков Н., Гальченко Л.: Черкасский Брод — далекое и близкое (очерки по истории г. Зимогорье) — Луганск: Элтон-2, 2003.- 348с.

Авторы книги — жители города Зимогорье, разные по профессии, но имеющие общее и самое главное — любовь к своему краю, к родному городу. Чтобы создать эту книгу, они провели огромную кропотливую работу, собирая материал о прошлом и настоящем Славяносербии. В своей книге они коснулись истории заселения нашего края сербами и другими народами, рассказали о зарождении региона и появлении новой административно — территориальной единицы под названием Славяносербия, самом уездном городе Славяносербск и других населенных пунктах: Степовое, Родаково, Лотиково, Крымское, появившихся в связи с расположением в них воинских рот сербов, призванных защищать южные границы Российской державы.

Намного больше материала представлено в книге о самом городе Зимогорье, в далеком прошлом бывшем поселении 11-й роты сербских гусар. Авторы пытаются провести исследование слов «Зимогорье», «Черкассий Брод» (еще одно старое название города), вспоминают сохранившиеся в памяти горожан легенды. Вот одна из них: «…

Название это возникло в те времена, когда в эти краях зимой нагрянули татары, принесшие огромный вред и горе народу, проживающему здесь, вырезав за одну ночь все население. Отсюда и название населенного пункта: «Зима» и «горе» — сочетание двух слов.

В книге также есть сведения об установлении советской власти в городе и об истории Свято -Троицкого храма, об истории отдельных улиц и районов города таких, как Цыганский Кут, Слобода, Стройка. Интересно познакомиться с воспоминаниями горожан о найденном на околице города архитектурном памятнике — «Каменной Бабе» — наследии кочевых племен, о дальнейшей его судьбе.

Предвоенным, военным и послевоенным годам посвящен отдельный раздел книги. В них особое внимание уделено воспоминаниям о героях-земляках, погибшим в Великой Отечественной войне, в Афганистане.

В книге рассказывается и о современной жизни жителей города, о предприятиях: шахте «Черкасская», ЦОФ «Черкасская», известковом, шлакоблочном, и кирпичном заводах, трикотажной фабрике «Зимогорянка» и других учреждениях. Читая о том или ином предприятии, обязательно встречаешь что-то интересное. Например, оказывается, в каменном карьере близ города добывался камень — песчаник, и однажды при разработках были обнаружены зубы и кости доисторических животных, окаменелости ствола дерева высотой до 12 метров. Находишь такие сведения, которые нигде не найдешь.

Например, глина, добываемая в нашем районе — одно из наших богатств. На станции Славяносербская добывается голубая глина, которую можно использовать для лечения, а Лотиковская белая глина может идти на изготовление хрусталя. Кирпич, изготовленный на Зимогорьевском заводе отправлялся на постройку Кремлевского Дворца съездов, в Армению — после землетрясения, в Донецкую, Львовскую, Херсонскую и Ростовские области. При написании книги авторы использовали многие документы, рассказы старожилов города.

Стихотворение «Славяносербия»

Донецкий кряж, бахмутских шлях,

Славяносербия моя,

Стоит простор бескрайний,

Земля, которая не раз

Терпела жизни испытанья,

Когда-то здесь кипели страсти,

Шла беспощадная война,

Князь Игорь, славный воин русский

Бил половцев тут племена.

В седой истории дали

Славян мы видим, доблесть сербов

Которые давно ушли,

Для нас, потомков, одержав победу.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Эту икону я сделал потому, что мне хотелось как-то прикоснуться к детству.
    Делал по иконе Анна Кашинская, дочери нашего князя Ростовского.
    Владимир Коржов,
    г.Зимогорье

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ