Незадолго до Рождества Христова состоялась беседа с духовенством Александровского благочиннического округа Луганской епархии не в стенах старинного Свято-Вознесенского собора г. Александровска, что было бы естественно, а в стенах не менее богатого своей историей кафедрального Свято-Петро-Павловского собора г. Луганска.
Не все смогли добраться в Луганск, потому как половина приходов благочиния, которое уже много лет окормляет благочинный Александровского округа, настоятель Свято-Вознесенского собора протоиерей Иаков Лобов, находятся вблизи линии разграничения, где война не признаёт слова «перемирие» вот уже шестой год. Но мощь песнопения во славу Пресвятой Богородицы восторгала, заставляла прихожан проникнуться в совершаемое славословие.
И так, в среду утром, священнослужители Александровского благочиния съехались сюда, чтобы совершить молебен с акафистом перед Луганской иконой Божией Матери совместно с духовенством Свято-Петро-Павловского собора.
Молебен возглавил секретарь Луганской и Алчевской епархии архимандрит Макарий, рядом с которым стоял протоиерей Иаков Лобов. Все священники расположились по правую и левую сторону от золочёной Луганской иконы Божией Матери, читали и пели самозабвенно, с огромной любовью к Пресвятой Богородице.
По окончании молебна состоялась беседа с теми настоятелями храмов Александровского благочиния, которые ранним утром приехали в Луганск на молебен.
Пос. Весёлая Гора. Свято-Благовещенский храм
Самым первым о делах прифронтового прихода поведал настоятель Свято-Благовещенского храма протоиерей Дмитрий Зубар.
– Отец Дмитрий, как обстоят духовные дела в посёлке Весёлая гора?
– Служим. Причащаем людей. И молебны служим. И о мире молимся.
– Служебные дела – понятно. Их не отменишь ни при каких обстоятельствах.
– Кроме этого мы окормляем духовно школу и садик поселковые. Ходим к деткам, беседуем. И на Святого Николая в детский сад ходили. Собрали кое-что, чтобы каждому ребёнку подарок вручить. А вот в церковь люди с детьми боятся ходить, там постреливают у нас до сих пор, так мы сами ходим, чтобы лишний раз не рисковать здоровьем детей.
– Я помню, как в 14-м году нас с отцом Иаковом военные не хотели везти к Свято-Благовещенской церкви, говорили, что там район снайперами простреливается. Еле уговорили их тогда. Прошло 5 лет, а вы всё также под прицелами, получается, и живёте, и служите.
– Ну ничего, ничего… Господь хранит. Слава Богу, живы. Хотя и не все выдерживают перенапряги, связанные с военной обстановкой. Люди более нервные, все же, стали. Недавно алтарника нашего нашли на пороге дома. Вроде как граната взорвалась там. Сам ли, нет – одному Господу известно. А у него ещё и мать за два месяца до этого повесилась. Можете судить, сколько скорбей переживать приходится людям.
– О чём душа тревожится в этот холодный период?
– Да вот, хотелось бы нам восстановить малый храмушек наш, который под горой в священническом доме находится. От обстрелов сильно пострадал. Он бы у нас зимним храмом был, но вот пока не найдём средств на это. Может кто войдёт в положение, поможет сельскому приходу малый храм отремонтировать.
– Помню, в нём все окна были разбиты.
– Окна мы уже застеклили. Но там и внутри надо многое делать. Местной власти сейчас не до этого. Они жилые дома в первую очередь восстанавливают.
– А как жители выживают? Не все уехали? Прихожане в храме есть?
– Есть, есть прихожане в храме. Человек десять обязательно стоят на литургии. А жителей – в половину меньше стало. Половина, где-то, уехала. Жизнь тяжёлая в посёлке. Но последнее время, я вижу, некоторые, всё же, и возвращаются. Стараемся, подбадриваем людей, настраиваем на всё хорошее.
Посёлок Екатериновка, храм преподобного Серафима Саровского и Иверской иконы Божией Матери.
По благословению настоятеля прихода архимандрита Сергия (Громовика) на вопросы отвечает клирик прихода архимандрит Арсений (Гардаш).
– На территории прихода действует пока что один храм преподобного Серафима Саровского. Верхний храм Иверской иконы Божией Матери ещё находится в стадии строительства. При храме несёт молитвенные труды женская монашествующая община во главе с монахиней Софией.
– А планируется ли создание монастыря на базе этой общины?
– Такие планы есть. За каждым богослужением мы возносим молитвы, чтобы Господь управил на основе монашеской общины создать обитель. Так же духовенство и монашествующие окормляют ещё один приход, который располагается на территории села Старый Айдар, где в довоенное время проживали монахини. На территории прихода находятся два храма: Свято-Архангельский (старейший храм луганской епархии), Свято-Иверский и монашеский корпус.
– Старый Айдар находится на другой стороне линии разграничения?
– Да. К сожалению, в военное время монашеская община вынуждена была покинуть это место. Периодически приезжаем и совершаем там богослужения.
– Спаси Господи за труды. Скажите, а какая сейчас самая острая нужда сложилась на приходе?
– Прежде всего, мы люди трудящиеся на поприще жизни духа, поэтому и первая нужда наша – духовная. В период советского безбожного гонения мы потеряли преемственность старчества, а с ним и послушничество. Сейчас, в наше время, тяжело возрождать монашескую жизнь, которая есть жизнь по духу, жизнь более внутренняя нежели внешняя. Поэтому, конечно, нужда есть в духовности, в том, чтобы мы восстали от своих прежних дел и обновились в нового человека. Ну а материальная сторона, она тоже, конечно, не лишена недостатков, поскольку времена сейчас не самые благоприятные в экономическом плане. Нужды есть, но милостью Божией, Господь всё необходимое посылает, и мы потихоньку преодолеваем эти трудности.
– А когда в ваших планах стоит открытие верхнего храма иконы Божией Матери «Иверская»?
– Могу судить только по темпам строительства, возможно, если ничего не изменится, то через пару лет будет открытие храма.
– Что бы вы хотели сказать нашим Луганчанам в канун Рождества Христова?
– Хотелось бы пожелать всем православным христианам, всем луганчанам, радости духовной о Христе Иисусе Господе нашем. Потому что Его Рождество принесло в мир радость и надежду уверовавшим в Него, которые, как от переполненной чаши изливаются многой милостью и отрадой на весь мир, даже не познавший Господа.
– Матушка София, добавите что-то к сказанному архимандритом Арсением? Тяжело вам справляться с обязанностями?
– Наверное, в это время, всем одинаково тяжело. С Божьей помощью справляемся.
– Руководитель общины заботится о сёстрах?
– Руководитель у нас у всех один – Иисус Христос. На его волю мы все уповаем и по воле Его мы все действуем.
– Сил вам, матушка София, духовных и телесных. Поклон вашим замечательным сёстрам.
Храм святого первомученика архидьякона Стефана, пос. Славяносербск. Настоятель — протоиерей Николай Семёнович Мисяйло.
На вопросы отвечает клирик прихода протоиерей Михаил Гребень:
– Мы тоже живём в непосредственной близости к линии разграничения. Конечно, и в посёлке людей намного меньше стало. Многим пришлось покинуть свои дома, кто-то временно, кто-то уехал навсегда. Те, кто остался устали ждать, когда прекратится эта никому не нужная война.
– Храм пострадал от обстрелов?
– Храм устоял, там осколочные только отметины были да стёкла вылетали. Лава Богу, приход живёт. Богослужения совершаются, согласно расписанию. Храм мы уже отремонтировали, а вот воскресную школу – только наполовину. Сейчас там ведутся строительные работы.
Стараемся чаще проведывать школу. И «Психо-неврологический интернат» под нашим духовным окормлением находится. Проводим беседы, когда и службы там проводим, причащаем болящих. Посещаем также Славяносербский техникум. Проводим, как и в школе, часы духовности. Проповедуем, несём слово Божие в народ. Настраиваем людей, чтобы верили в Бога, не унывали, молились, просили Господа о самом главном, чтобы даровал здоровье, мир и всё самое необходимое.
– Жалуются на трудности прихожане?
– За войну люди настрадались, конечно. Жалуются, вспоминают самые страшные месяцы начала войны. Сейчас уже не так страшно стало, но всё равно, люди нуждаются в духовной поддержке, и мы стараемся молитвенно помогать им переживать эти трудные времена.
Храм святого благоверного князя Александра Невского, г. Александровск
Настоятель – архимандрит Алексей (Дмитренко) начал с аллегорий:
– А к нам на днях ангелы прилетали! 16 ангелов было! Стихи читали, песни пели. Такая радость у нас случилась. А сегодня эти же ангелы пригласили меня к себе в гости. Как таким откажешь? Обязательно пойду на утренник в детский сад.
Ангелами архимандрит называет воспитанников Александровского детского сада, которые на день празднования Николая Угодника посетили храм благоверного великого князя Александра Невского.
По благословению благочинного Александровского округа протоиерея Иакова Лобова отец Алексей духовно окормляет и детский садик и школу. Проводит с детками часы духовности, преподаёт Основы православной культуры в 4-х классах. С таким преподавателем не заскучаешь! Умеет архимандрит Алексей беседой увлечь, настроение поднять.
– Мы с детками этими и другими давно дружим, – добавляет о. Алексей. – Уроки на духовные темы им очень нравятся, они с удовольствием слушают, отвечают на вопросы. Жаль, не дают нам пока преподавать ОПК в старших классах. А надо бы. Многих отроков и отроковиц могли бы спасти от тлетворного влияния улицы и соцсетей. Меня дети спрашивают — буду ли я им преподавать в пятом классе. А я им отвечаю: если вы родителей своих попросите об этом, а они уговорят директора школы, тогда буду.
– Что не получается осуществить вашему приходу?
– Есть у нас одна проблема, которая не решается с 2012 года. И проблема эта – передача земельного участка в собственность прихода святого благоверного князя Александра Невского. Надеемся, что новая власть исполнит волю Божью, войдёт в положение и поможет нам закончить затянувшееся юридическое оформление документов на земельный участок под строительство Свято-Троицкого, Свято-Успенского, Свято-Александровского собора.
Свято-Вознесенский собор, г. Александровск
На вопросы отвечает благочинный Александровского округа, настоятель Свято-Вознесенского собора — протоиерей Иаков Лобов.
– Отец Иаков, как поживает ваш благочиннический округ? По сравнению с довоенным периодом намного тяжелее положение стало?
– Вы же слышали, что говорит братия, половина жителей уехало из посёлков. В половине приходов есть повреждённые здания, которые нужно ремонтировать, а помощи ждать неоткуда. Отсюда и общее незавидное положение дел.
– А какие храмы пострадали? Можете перечислить?
– Это храм святого апостола Андрея Первозванного в посёлке Фрунзе, храм Успения Пресвятой Богородицы в посёлке Жёлтое, Храм Благовещения в посёлке Весёлая Гора, храм священномученика Владимира митрополита Киевского в посёлке Родаково, храм святых преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в посёлке Металлист, храм Святой Троицы в г. Зимогорье Славяносербского района.
– И все эти храмы находятся вблизи линии разграничения?
– Да, Фрунзе, Долгое, Весёлую Гору и сейчас обстреливают. Всё равно, опасно вне укрытия в этих посёлках находиться. Во Фрунзе сейчас тяжелее всего. Там обстрелы постоянно идут. Если раньше больше по полям стреляли, то теперь близко к домам бьют. Отцу Михаилу Иваннику там выпало всё это претерпевать. Иногда и Жёлтому, и Весёлой Горе достаётся, но Фрунзе – достаётся конкретно.
В Зимогорье не в храм, так в огород прилетело отцу Василию Доброносову. Теплицу напрочь снесло и окна в доме повыбивало. Ну как вы себе это представляете, когда во двор упал снаряд и полдвора разворотило? Как тут оставаться? Многие жители поэтому и решили покинуть обжитые места.
И, слава Богу, что они убежали, хоть живые остались. Но нужно отдать должное тем, кто не уехал. Всё-таки, и семьи здесь остались. Казалось бы, и дети, и жёны могли потянуть за собой священников. Скажут, мы не хотим здесь оставаться, и куда деваться? Нужно собираться в дорогу.
Село Криничанка без дорог осталось. Настоятель храма великомученика Пантелеимона, протоиерей Николай Антипанов выживает как может. И раньше там ямы по колено были, а сейчас – вообще не проехать. А он же пытался там организовать жильё, хозяйство завести, чтобы никуда не ездить, но ничего не получается. Только на службы в храм и добирается со Стаханова и всё.
В Славяносербске отец Николай сейчас сильно заболел, ноги у него отнимаются. Терпения ему хочется пожелать, спокойствия, помощи и вразумления Божьего в преодолении недуга.
Посёлок городского типа Лозовское сейчас на грани вымирания находится. Храм Преображения Господня у нас там. Настоятелем служит протоиерей Валерий Лысенко. Люди, которые приезжали в Лозовское, они там жили, снимали квартиры, а ездили на работу в Луганск. А сейчас квартир полно в Луганске пустых, они и перебрались жить в город, а посёлок опустел.
Поэтому край у нас такой, сложноватый, и близко к линии разграничения оказался, и производств каких-то таких нет, чтобы люди смогли зарабатывать на жизнь, и на работу в Луганск жителям далеко ездить. Вот молодёжь и уезжает в город. А духовенство благочиния крутится в собственном соку, как может. Пробовали, кто мёдом занимался, кто коров держал, но со сбытом тяжело, не выгодно.
Отец Александр Ващак из Жёлтого приспособился свечи для епархии делать, там как-то ещё получается реализовать. А почти у каждого священника ещё жена и дети есть. Их же поднимать надо. Поэтому все какие-то подсобные хозяйства, огороды с теплицами держат, чтобы выживать. А на церковную копейку сейчас не проживёшь. Если и есть какие-то бизнесмены, то они же, если и жертвуют, то к празднику какому-то, или на ремонт храма деньги дают, или материалами помогают, а ещё как-то и прожить надо священнику с семьёй.
Ну, а так, общаются братья между собой, помогают друг другу. Пошли к детям в школы, в техникумы, на предприятия. Главное – священник видит, что он нужен народу и это спасает многое. Поэтому он ещё держится, продолжает свой молитвенный труд.
– Слава Богу! Наши батюшки силу духа сохраняют, не сдаются.
– Это большое дело, это подвиг во имя Господа оставаться служить в таких горячих точках. Трёхизбенский Свято-Покровский храм наш по ту сторону линии разграничения остался, сейчас уже отошёл к другому благочинию. Так удобнее епархии его окормлять.
Некоторым нашим приходам сейчас россияне помогают выживать. Одному – из одного города, другому – из другого помощь идёт. Слава Богу, находят батюшки благотворителей, которые им помогают поддерживать жизнь в сельских приходах. А у нас здесь никого из таких уже не осталось, кто бы мог жертвовать средства на восстановление и содержание храмов. Может, кто-то и есть, но мы о них не знаем. Никто не открывается, не хочет показать, что он что-то может.
«По вере вашей да будет вам» – сказал Иисус Христос, исцеляя двух слепых. Оскудела вера у народа, поэтому столько проблем сейчас в нашем мире. Когда было сильно трудно, тогда к Богу обратились. А чуть полегчало, сразу начали забывать и о Боге, и о Церкви. Вот потому и ропот идёт. Смотрят люди: у них денег нет, а тут вдруг стройка идёт, новый храм возводится. Какая-то зависть и озлобленность у людей появляется. Нельзя так.
– А как в вашем приходе, который старец Филипп Луганский вторым Иерусалимом называл, дела обстоят?
– Да ничего, с Божьей помощью, служим потихоньку. В прошлом году мы половину кирпичной ограды XIX века отремонтировали. В этом году – слава Богу, вторую половину успели к праздникам доделать.
Всю старую штукатурку полностью сбили и заново отшукатурили, и покрасили. Во многих местах она и сама осыпалась, от кирпича отстала, потому и пришлось ремонтные работы проводить. Кое-где ещё осталось доделать, но это уже по мелочам. На следующий год работы ещё останутся кое-какие.
– А сам храм – этот красивейший памятник архитектуры IXX века – в каком состоянии находится? Нет каких-то разрушений или трещин в стенах собора?
– Нет. Ничего такого. Всё слава Богу со зданием.
– Храм стоял и стоять будет?
– Так и есть – на века люди строили. Приходил к нам мастер. Его люди где-то храм ремонтировали, и пришёл он для сравнения замеры нашего храма произвести. Он удивлялся, сколько лет храму, а расхождение по всем сторонам – всего 1 см. Говорит, что в наше время так не строят, чтобы на таком расстоянии схождение между осями, между параллельными частями было столь идеально. Вот так вот. Слава Богу, храм стоит, правда, холодновато в нём сейчас, но ничего.
– Какие-то проблемы есть, которые никак не удаётся разрешить?
– Большие проблемы у нас с транспортом. Трудно людям добираться на воскресные службы и уезжать обратно. Учитывая, что храм старый, уважаемый верующими, многие люди хотели бы его посещать, но час, два часа люди стоят на остановках, служба уже заканчивается, а они ещё не добрались. После этого уже мало кто решается добираться в Александровский храм на общественном транспорте. Наши прихожане из Луганска вынуждены идти в другие храмы. Проблемы у нас и с солистами сложилась из-за этого, мало кто может вовремя добраться на службу.
– На вашем приходе издавна существует традиция по окончании праздничных и воскресных Божественных литургий кормить прихожан полноценным горячим обедом. Вам удавалось кормить людей в 14-м и 15-м – в самые проблемные, голодные для людей годы. Удаётся ли сейчас найти средства на совместные трапезы?
– Пока, слава Богу, всё получается. Мы по-прежнему кормим прихожан. Со всеми, кто обращается к нам с просьбой, делимся чем можем. Когда-то нас благословил кормить людей схиархимандрит Зосима (Сокур), и митрополит Иоанникий затем подтвердил благословение. Продолжаем нести труд такой, и Господь даёт нам эту возможность.
– Трапезная у вас хорошая для таких обедов!
– Самое главное, чтобы кормить, нужно, чтобы кто-то готовил эту трапезу. У нас две поварихи были, уже в пожилом возрасте, а шли и в дождь и в снег рано утром и готовили эти борщи, каши, компоты и так далее.
– Вы до ста и больше человек кормили раньше.
– Это на праздники большие, сейчас уже нет такого. Теперь, в половину меньше приходит людей на воскресные службы. Находятся жертвователи, приносят нам продукты, так и продолжаем кормить людей.
– Батюшка Иаков, вы готовы к встрече Рождества Христова? Готовы ли встречать тех, кого окормляете духовно? Прежде всего детей?
– Детские учебные заведения у нас окормляет архимандрит Алексей (Дмитренко). А в нашем храме на Рождество у нас общий праздник.
В Рождественский Сочельник у нас кутью носят по домам, а утром родители ведут детей в храм. После Божественной литургии, это уже люди знают, традиционно дети рассказывают стихи, поют песни в храме. Я так принял это, так для детей приятнее. На сцене строже себя нужно держать, а в храме ребёнок рассказывает, что у него на душе. Даёшь ему микрофон, и он с радостью выдаёт то, что выучил к празднику. Такая традиция у нас по сей день осталась на приходе.
В прошлом году ко мне приходило человек 70, кутью приносили домой. И пели колядки, стихи читали.
– То есть, вы поощряете людей приходить в Сочельник с кутьёй в ваш дом?
– Так оно и должно быть. Дедушкам, бабушкам, родственникам, соседям, всем близким своим дети и взрослые должны принести кутью, поздравить с праздником, извещая всех, что Христос родился. Это традиция наша. А то, что люди не стесняются прийти ко мне домой, это уже хорошо.
Кто-то знает церковные песнопения либо народные колядки, кто-то не знает. Приходится беседовать, рассказывать о празднике, учить, чтобы в следующий раз они шли более подготовленными.
Много времени у меня нет для этого, но несколько минут уделить людям нахожу. Кто-то в первый раз с робостью приходит, кто-то уже был, и с радостью приходит. Всё равно я о празднике им рассказываю. Пусть, кто из них в церковь не ходит, хоть немножко приобщаются к духовной жизни.
– Продолжая тему Рождества Христова, что бы вы пожелали луганчанам в этот светлый праздник?
– Хочу пожелать, прежде всего, терпения. Потому что, когда человек перед собой ставит какие-то планы, а они не могут реализоваться, тогда человек впадает в уныние далее, в отчаяние и тогда совершается много негативных моментов в жизни этого человека. В таком состоянии он может наделать серьёзных ошибок в своей жизни. А надо больше уповать на милость Божию, просить, чтобы Господь, народившийся в наш мир Богомладенец, придал нам мудрости, сил, здоровья и, чтобы эта радость праздника давала жизненные силы на все наши бытийные дела: и семейные, и производственные, и государственные. Поэтому желаю всем, чтобы народившийся Господь дал сил на осуществление намеченных планов.
– Наверное, хорошо было бы, чтобы больше светских людей в этот великий праздник обращалось к Богу, приходило в церковь.
– Дело в том, что у людей где-то есть в подсознании, что это Божественный праздник. Но как любой большой праздник, обычно, он сопровождается какими-то множественными поздравлениями, обильным столом, гулянием, ещё чем-то таким, из-за чего часто подменяются сами ценности духовного праздника, в котором главное место должно отводиться библейскому событию, когда нужно прийти в храм, помолиться всем вместе, оказать помощь ближнему, сделать что-то душеполезное в этот святой день. Вот поэтому людям иногда трудно понять, что это за праздник. А у нас все праздники одинаково празднуют – застольем.
А нужно, чтобы этот святой праздник дал стимул дальше жить по-христиански, делать добрые дела, помогать друг другу. Нам необходимо стать более сплочёнными, потому что сейчас настало время, когда каждый в себе разделяется, каждый в себе закрылся в уголке своём, в своём сердце, а это неправильно. В этом состоянии из-за душевных переживаний или нервных перенапряжений у людей часто возникают болезни на нервной почве, и духовные болезни начинают развиваться. Дай Бог, чтобы Свет Праздника Рождества Христова осенял сердца, давал радость и отгонял уныние и отчаяние.
– Спаси Господи, отец Иаков, за пожелание! А купель на Крещение Господне на реке Лугани будете оборудовать?
– У нас была купель своя, которую мы до войны ставили на Луганке, но теперь она у «Ночных волков» стоит. Мы дали им на хранение, но один человек там распорядился по своему усмотрению. Они её у своей базы капитально поставили, ещё и забетонировали у основания. Не снимать же теперь. Поэтому забирать у них не будем, а попытаемся своими силами соорудить новую купель для празднования Крещения. Отец Алексей сейчас занимается этим вопросом. Не знаю, успеет или не успеет, но мы в бывшей бане, которая располагается около нашего храма, оборудуем в бассейне место для купания в холодной воде, чтобы кто захотел, мог окунуться на Крещение рядом с храмом. Пусть купель эта не на речке, но там у нас тоже вода проточная.
Такие праздники дают стимул жить, укрепляют веру, вселяют радость Торжества Православия, этим и живёт Святая Церковь.
Беседовала Светлана Тишкина