В сентябре состоялась паломническая поездка по святым местам Абхазии, во главе с настоятелем Александровского Свято-Вознесенского Храма, Яковом Лобовым.
Первым местом паломничества была Иверская гора Пресвятой Божьей Матери в Новом Афоне. Подниматься туда было нелегко, так как путь лежит через каменистую горную тропу и крутые склоны.
На Иверской горе расположена Часовня Иверской Богоматери, построенная в 1913 году местными монахами в западной башне Анакопийской крепости. В наши дни паломники могут увидеть только остатки этой православной святыни.
Первоначально во второй половине VII века греческие монахи возвели на вершине Анакопийской горы небольшой храм. Здесь хранили чудотворную икону Пресвятой Богородицы Анакопийской, которую передали из Свято-Пантелеймоновского монастыря, находящимся в греческом Старом Афоне. В честь иконы гора получила название Иверской.
Согласно преданию, икона попала в обитель в то время, когда монахи Иверского храма увидели среди Черного моря огненный столп с изображением Божьей Матери.
По мнению иноков, именно она стала защитницей как цитадели, так и горы.
Так, в середине VII века войско 60-ти тысячное войско арабов осадило Анакопийскую крепость, в которой у абхазского князя Леона укрылись грузинские цари Арчил и Мир.
Город-цитадель обороняли всего лишь две тысячи абхазских и тысяча грузинских воинов. Нападающие неожиданно начали страдать от эпидемии болезни желудка, из-за которой за несколько умерли 35 тысяч солдат. Кроме того, более трех тысяч арабов погибли при штурме крепостных стен, так и за сумев захватить Анакопию. В конце этого же века арабы предприняли еще одну неудачную попытку осады цитадели. За многовековую историю ни один завоеватель не смог взять это укрепление.
Стена, расположенная за часовней, расписана христианскими символами – крестами, рыбами, трилистниками. Её возвели в XIX веке из барельефов, которые были найдены при раскопках.
Ниже храма, в прямо скале, можно увидеть святой источник, из которого и в наши дни паломники набирают воду. Известно, что вода в колодец ниоткуда не поступает, но колодец не иссякаем на протяжении столетий, хотя из него постоянно берут воду.
Каким образом появляется вода в святом колодце, никто не знает-это явное чудо Божие, связанное с христианской святыней ведь на вершинах других гор ничего подобного нет. Никакой здравомыслящий человек не может объяснить это иначе, как только признанием, что это явное чудо Божие.
Кто с верою, благоговением и благодарностью к Богу пьёт эту воду и пользуется ею, тому Бог даёт укрепление, освящает его и даже иногда даёт исцеление таким же чудесным образом, как на протяжении столетий это вода появлением Божьим появляется в этом колодце. Набрав воды в святом источнике и поклонившись святыне, в Часовне Иверской Богоматери был совершён молебен.
Следующее место паломничества в Новом Афоне был грот Симона Кананита. Святой, выбравший местом своего уединения гористую кавказскую местность, был одним из сыновей Иосифа, то есть являлся сводным братом Иисусу Христу. Симон уверовал, когда увидел одно из чудес Иисуса — превращение воды в вино. Апостол почитается как покровитель супружества. За свою жизнь, по преданиям, Симон проповедовал не только на Ближнем Востоке, но и в кавказских царствах.
На землю Иверскую (так именовался Новый Афон и окрестности в те времена) он пришёл вместе с Андреем Первозванным. В абхазских притчах встречается упоминание некого Симона, который исцелял местных жителей молитвами и речной водой.
Грот Симона Кананита — пещерная келья, которая является почитаемым у христиан местом. Келья расположена в абхазском городе Новый Афон. Место находится в ущелье Псырцха, в отвесной скале.
К месту поклонения ведёт крутая лестница (200 ступеней), выдолбленная в скале. Местом монашеского уединения Симон Кананит выбрал крошечную и труднодоступную пещеру в скале у речного ущелья. В те времена никакой лестницы не было. Попасть в пещерную келью можно было через отверстие наверху, спустившись по веревке. Местные жители приходили исповедаться, приносили еду и одежду.
Абхазы считают, что именно проповеди Симона Кананита помогли им отказаться от язычества и стать христианами. В центре грота располагается крупный валун — по легенде апостол использовал его в качестве стола. Внутри грот украшен иконами и свечами. На входе можно приобрести свечку.
Внутри всегда находится смотритель, с которым можно пообщаться на религиозные темы. По преданиям, именно в этом месте находилась келья одного из апостолов Христа, Симона Зилота (так же употребляется имя Симон Кананит). Существует версия, что апостол провел здесь 2 года — 53–55 годы нашей эры.
Место издавна было почитаемым у христиан, ежегодно сюда приходили паломники из разных стран. С образованием Новоафонского монастыря, монахи с греческой святой горы Афон пришли сюда и освятили грот. Бывшая апостольская келья была превращена в небольшую часовню.
Паломнический путь к гроту проходит по территории природного Псырцхинского заповедника вдоль речного русла. Путь стартует от места, где, если верить библейским преданиям, Симон Кананит был убит в 55 году.
Посетители заповедника проходят мимо источника со святой водой и огромного валуна с впадиной, напоминающей отпечаток человеческой ступни. Говорят, что это отпечаток ступни самого апостола. Но вскоре у Симона, ведущего тихий монашеский образ жизни, появились противники. Грузинский царь Адеркий (по другой версии римские легионеры) был язычником, он выступал против христианизации кавказских народов.
По его приказу и был убит Симон Кананит. Существует несколько версий о том, как его лишили жизни. По одной из них, апостолу отсекли голову мечом. По другой, отпилили пилой. Менее популярная версия гласит, что апостол Симон Кананит был распят на кресте. Симона Кананита похоронили здесь, в Новом Афоне. Опять же, версии о точном месте захоронения расходятся. По самой популярной, на месте погребения сейчас находится храм Симона Кананита.
(foto7.jpg) Сейчас каменный храм закрыт из-за обветшания внутренней обстановки. Но поклониться святому можно у одной стен, она легко узнаваема по нише с иконой с изображением апостола и всегда зажжённой свечкой. Память святого апостола Симона Кананита почитают 23 мая.
Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита сияет куполами на склоне Афонской горы в Абхазии. Несмотря на то, что в современном виде обитель появилась здесь чуть более ста тридцати лет назад, её история уходит корнями в далёкое прошлое.
Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь находится в Абхазии, на горе Афон, на высоте в 75 метров над уровнем моря.
Основан он в 1875 году монахами — выходцами из Греции. Это один из крупнейших религиозных центров всего Кавказа, место паломничества и одна из популярных туристических достопримечательностей Абхазии. Он привлекает верующих всего мира и туристов своей историей и красивейшими пейзажами: монастырь окружён садами, парками и расположен на побережье Чёрного моря.
Летопись Новоафонского монастыря отсылает нас к Евангельскому описанию первого чуда, сотворенного Иисусом Христом. В разгар свадьбы Симона Кананита, куда кроме прочих гостей был приглашён Спаситель с Матерью своею и учениками, внезапно закончилось вино. Служители были в отчаянии и рассказали об этом Богородице. Узнав, от Неё, что происходит, Иисус Христос сказал: «Наполните сосуды водою.
Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». Не смея ослушаться, они так и сделали, а когда главный виночерпий отведал воды, то понял, что это прекрасное вино. Он позвал Симона Кананита и сказал: «Всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег доселе». «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою».
Всем сердцем уверовав в Христово учение, Симон Кананит решил посвятить ему свою жизнь и стал ходить по миру, повсеместно проповедуя христианскую веру.
Он жил в строгом посте, беспрестанно молился и прославлял Иисуса Христа с помощью многих чудесных знамений. водой, и благоустраивать судьбы страждущих, читая молитвы на загадочном языке.Так на территории будущей Абхазии появился первый поборник Христианского учения, который начал крестить местных жителей и обращать их в истинную веру.
Прошли столетия. В IX веке, когда был расцвет Анакопии – древней столицы Абхазского царства, христианские правители приняли решение выстроить на мощах Симона Кананита храм, который должен был стать оплотом веры для жителей этих мест. Собор возвели в сравнительно короткие сроки, но очень скоро он был до основания разрушен мусульманскими завоевателями.
Однако память о сотворенных добродетелях было невозможно стереть из людских сердец. И спустя менее чем сто лет, в Х веке, храм Святого великомученика Симона Кананита был полностью восстановлен на руинах старого фундамента и украшен внутри уникальными фресками. С тех самых пор в него приходят многочисленные паломники, чтобы поклониться Апостолу и испросить счастья в супружеской жизни, познания радостей чистой любви и семейного благополучия.
Следующим местом паломничества был Храм Ильи Пророка, который находится в селе Агудзера.У въезда в поселок Агудзера располагается храм св. Илии Пророка, привлекающий внимание своей необычной архитектурой. Храм был построен известным меценатом, лесопромышленником Николаем Смецким. На рубеже столетий костромской помещик Николай Николаевич Смецкой приобрел в Сухуме в районе Гулрыпша и Агудзеры несколько участков земли, где устроил дендрарий с редкими субтропическими растениями, санатории для лёгочных больных. В 1908 году Смецкой на собственные средства построил церковь в своеобразном стиле.
Церковь, освящённая во имя Георгия Победоносца, недолго оставалась храмом. В годы советской власти в храме располагались библиотека, складские помещения. Возрождение храма началось после грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. Храм освятили во имя Илии Пророка, и более 10 лет назад в храме состоялась первая служба. Сейчас ведётся активная работа по реконструкции храма, восстановлению церковного хозяйства и возвращению утраченных земель. Силами прихожан из всех районов Абхазии к храму пристроена трапезная и баптистерия (крестильная), ведется восстановление нижней части храма, где велись службы более ста лет назад.
Храм обладает иконами, написанными абхазскими художниками. Примечательно, что в храме Илии Пророка богослужения ведутся на древне-славянском и абхазском языках, а византийские песнопения – на трех языках – древне-славянском, греческом и абхазском.
Ещё одно место паломничества которое посещают все паломники, приехавшие посетить места святынь Абхазии находится в селе Илор. Место это удалённо от центра Абхазии ценится оно тем, что там мироточат иконы Николая Чудотворца и Казанской Божьей матери. А образ Богородицы, который находится при входе в алтарь кровоточит.
По данным служителей храма Георгия Победоносца мироточить и кровоточить они начали в момент начала Абхазко-Грузинской войны 1992-1993 года. В этом храме с благоговением относятся к святыням и не разрешается делать фото видео съёмку и переступать порог храма в не соответствующем виде.
Сегодня в Илорском храме ежедневно проводятся богослужения. В церкви хранятся частицы мощей Cвятого Георгия Победоносца. Поклонившись и помолившись святыням, наши паломники отправились в село Дранда в Драндский храм Успения Божьей Матери.
Драндский храм Успения Божьей Матери, расположенный в 23 км от Сухуми, входит в число первых христианских сооружений, возведённых на территории Абхазии.
Точная дата постройки храмового комплекса неизвестна, однако особенности архитектурного облика позволяют предположить, что он был построен во времена правления византийского императора Юстиниана Великого (приблизительно 6-7 века н. э.).
В 1880—1928 гг. в соборе располагался мужской монастырь с более чем 300 обитателями. С приходом советской власти на базе храма был организован колхоз, а жилой корпус с кельями иноков преобразован в общежитие. Историки предполагают, что сооружение было построено в период процветания Византии, когда ею правил император Юстиниан, в VI веке. То есть храм является современником одного из главных христианских соборов — константинопольской Святой Софии.
В Средневековый период на территории Драндского собора была обустроена резиденция епископов. Храм сильно пострадал от турецкого вторжения, но впоследствии был восстановлен.
В конце XIX века в храме располагался мужской монастырь, насчитывалось более трёхсот монахов. Однако в эпоху советского коллективизма монастырь был превращён в колхоз, а все кельи были отданы под общежитие. А основное здание церкви переоборудовали под тюрьму, в которой и сейчас отбывают срок заключённые со всей страны. Как ни странно, но на территории Драндского собора всё ещё находится единственная тюрьма в Абхазии.
Собор действительно поражает своим убранством, несмотря на то, что за годы своего существования, он много раз подвергался разграблению и разрушению, однако основные элементы декора остались нетронутыми временем. Сейчас на месте храмового комплекса вовсю развёрнуты работы по его восстановлению, это произошло благодаря тому, что пять лет назад абхазское правительство передало Драндский собор под юрисдикцию православной церкви. Храм представляет собой настоящий образец церковной архитектуры, панорамные окна в готическом стиле дарят зданию много света и визуально расширяют пространство.
Также на территории монастыря расположен святой источник в честь Никиты Бесогона. Также есть мужская и женская купель. Святой Никита, побивающий беса, – раннехристианский мученик, подвергшийся пыткам и принявший смерть за Христа в Константинополе.
Память Никиты Бесогона – побивающего беса, праздновалась 15 (28) сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха (ок. 372 г.). Поэтому ещё в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников – Никиты Готского и Никиты «Бесогона», стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу.
С именем Никиты «Бесогона» связывают также биографию сына царя Максимиана, но имя его исчезло из церковного календаря, а дата его почитания была перенесена на 15 (28) сентября, то есть, – на день памяти великомученика Никиты Готского. Иконография святого мученика Никиты Бесогона: С соединением в одном лице святых разных эпох скорее всего и связана различная иконография мученика Никиты: он почти всегда представлен с рукой, поднятой для удара, но избивает беса то цепью, то палкой или палицей, либо верёвкой.
Наши паломники набрали воды в святом источнике и окунулись в купели. Искупавшись в купели и изрядно находившись пешком, было решено остановится на обед. Еда была приготовлена ещё ранним утром на рассвете, дружным коллективом приготовили быстро и вкусно. После вкусного обеда группа отправилась в село Каманы.
Если паломническая поездка по святым местам Абхазии, то непременно посещается село Каманы. Село Каманы (Коман, Команы) в Абхазии — одно из самых почитаемых христианами мест, история которого насчитывает более двух тысяч лет. Расположено оно в Сухумском районе, в 15 км от центра абхазской столицы на берегу реки Западная Гумиста. Название Каманы поселения переводится как «Святое место».
Согласно христианским преданиям, в 308 году здесь умер и был погребён Святой Мученик Василиск. В селе Каманы функционирует деревянная часовня христианского мученика Василиска, а также есть святой источник, который пробился из-под земли в том месте, где святому отрубили голову. Считается, что вода из этого источника обладает целебной силой. Каждый год во время Крещения к источнику приезжает большое количество верующих не только со всей Абхазии, но и из других стран. В соответствии с поверьем, тот, кто окунётся в этот день в воде источника, получит прощение своих грехов и благословение Всевышнего. Именно поэтому даже в самые холодные зимы, в Крещение здесь можно наблюдать много желающих почувствовать на себе чудодейственную силу этой воды. Столетие спустя, в 407 году в Каманах умер Иоанн Златоуст, который был одним из трёх Вселенских святителей и учителей наряду с Василием Великим и Григорием Богословом. До 483 года тело святителя находилось в селе, после чего его перенесли в Константинополь.
В Каманах действует мужской монастырь Иоанна Златоуста. При строительстве колокольни в земле была обнаружена гробница, в которой, предположительно, был погребён святитель до переноса его тела в Константинополь. В настоящее время гробница находится в храме, а место первоначального погребения Иоанна Златоуста стало центром паломничества православных верующих. К могиле святого мученика Василиска приходит множество паломников, которые получают исцеление по молитвам к святому. Подъем к могиле состоит из 94 каменных ступеней.
На могиле св. Василиска был отслужен молебен. Местные монахи, которые следят за порядком на могиле и в часовне, поведали нам историю о том, что попытки перезахоронения Св. Василиска заканчивались всегда неудачей.
«Были люди, которые желали обрести мощи. Во время их попытки выкопать мощи, с этого места шёл огонь. Второй раз была попытка обретения мощей — и повторилось то же самое. Также и в третий раз тоже пошел огонь», — рассказал местный монах.
Те кто подходил ближе к могиле подтверждал, что от могилы идёт тепло. Спустившись к святому источнику св. Василиска группа наших паломников, окунулись в ледяной горной воде.
(foto15.jpg) Недалеко от храма Иоанна Златоуста находится ещё одно святое место, куда приезжают паломники со всей России — грот, где была спрятана голова Иоанна Крестителя, являющегося ближайшим предшественником Иисуса Христа.
Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября) глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Едессу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 — 820 гг.) в Каманы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847 — 857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Каманы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года.
Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Спустя век, она была найдена и возвращена в Константинополь, а грот в Каманах стал почитаться как священное место для христиан всего мира.
Путь к месту обретения состоит из подъёма в 375 ступеней, а также спуска к месту состоит из 200 ступеней, итого 1150 ступеней к месту и обратно. Этот путь дался не легко. Добравшись до места помолившись и поклонившись святому месту, был отслужен молебен.
Поездка по святым местам Абхазии была интересной и важной для каждого из паломников. Святых мест очень много по всему миру и каждое из них по-своему уникально, святые места Абхазии являются одними из таких мест.