С Аллой Дмитриевной Шершун из паломнического отдела Луганской епархии знакомы многие православные люди нашего края. Именно она вместе со своими помощницами в течение многих лет обзванивает людей и предлагает тот или иной маршрут по святым местам, составляет графики поездок на год. Есть маршруты однодневные, если монастырь, храм либо целебный источник находятся неподалеку, но есть и многодневные поездки, рассчитанные на одну, две, а то и больше недель.
Паломники вскладчину оплачивают транспортные расходы водителю автобуса, гостеприимные дома при монастырях, где установлена плата за ночлег, берут с собой запасы продуктов для того, чтобы не переплачивать в пути и с православными песнями и молитвами отправляются в путь-дорогу.
Удобства – всегда на минимуме, тяжеловато преодолевать на автобусе тысячи километров, переезжая от монастыря к монастырю. Но, не смотря на это, для многих верующих паломнические поездки стали любимым видом активного отдыха. И познавательно, и доступно для семейного бюджета, и душеполезно.
– Алла Дмитриевна, расскажите о сегодняшнем положении дел в паломническом отделе Луганской епархии. Как отразилась война на ваших планах?
– Конечно, война вторглась в планы паломнического отдела. Все намеченные на летний сезон поездки пришлось отменить. Но и когда над нами все лето рвались эти мины, мы все думали, что если останемся в живых, то в первую очередь поедем поклониться мощам батюшки преподобного Серафима Саровского. Очень нам этого хотелось. И Господь так управил, что как только появилась связь в городе, люди сами стали нам звонить и предлагать поехать в Дивеево. В конце ноября состоялась наша первая поездка по «Дивеевскому кольцу».
– Если кольцо – значит кроме Дивеево вы посетили и другие святые места России?
– Да, мы посетили Задонский Свято-Преображенский женский монастырь, источники задонские, поклонились мощам святителя Тихона Задонского. Этот монастырь в 1991 году был открыт на месте бывшего Тихоновского общежительного мужского монастыря, закрытого в 1920 году.
Большое впечатление оставила поездка в г.Рязань — в Иоанно-Богословский мужской старинный монастырь. Считается, что он под особым покровительством Иоанна Богослова находится. Обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Иоанно-Богословского монастыря. Там же покоятся мощи блаженной Любушки Рязанской.
Недалеко от монастыря находится, известный среди православных, святой целебный источник. Рядом с источником находится купель, открытая круглый год для посещения. Также рядом с источником возводится новая пятиглавая часовня.
После Рязани мы прямым ходом поехали в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
– Я никогда не была в Дивеево, но так хочу побывать! Расскажите об этом подробнее…
– Этот монастырь называют четвертым уделом Пресвятой Богородицы. 4 дня, что мы там находились, пролетели как одно мгновение. Жили мы рядом с Канавкой Божией Матери, что очень значимо для паломников, потому что больше времени люди могут проводить возле святынь в самом монастыре.
Мы приехали в Дивеево в 23-00. Как только забрезжил рассвет, сразу побежали к мощам преподобного Серафимушки Саровского. Там служится по утрам молебен, потом литургия. После литургии подкрепились в трапезной. Матушка Евдокия, монахиня, там заведует трапезной. Когда она узнала, что мы из Луганска, она так обрадовалась, такое теплое внимание было к нашей группе. Время для паломников не ограничивалось. После литургии встречались все вместе и обговаривали, кто едет с группой, а кто остается в монастыре.
Все, что можно посетить в Дивеево, было запланировано на эти дни. Была у нас экскурсия по монастырю, поклонились мы мощам св. Жен Дивеевских, побывали в музее блаженной Паши Саровской, где она принимала царственную семью, служили молебен у лиственницы, посаженной в честь цесаревича Алексея. Эту лиственницу посадили в тот день, когда он родился. Большое такое дерево сейчас разрослось.
В один из наших приездов здесь чудо было: послужили молебен, а по стволу лиственницы этой повыходили капельки, похожие на кровь. В тот раз – обильно. В следующий наш приезд – тоже несколько капелек выступило. А в этот раз, когда молились, уже не видели таких капелек. Ну а вдоль Канавки Божией Матери каждый вечер крестным ходом ходили – 4 раза была у нас такая возможность пройти.
О Канавке: «Батюшка Серафим приказан вырыть Канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божия Матерь, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила; Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста.
О значении Святой Канавки Преподобный Серафим говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Идти по той тропе, где шествовала Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева, идти по Ее следам — это значит вступить в сферу небесной славы, чувствовать себя под непосредственным покровом Небесной Владычицы.
Идти по этой тропе, читать Архангельское приветствие «Радуйся, Благодатная», и представлять, что Она, Честнейшая Херувим, здесь, пред тобою, слышит твое приветствие и отвечает тебе милостивым к тебе вниманием и Своею Любовию — не достаточно ли этого, чтобы утолилась здесь всякая скорбь и сердце исполнилось бы всякой радости?
Вот почему так почитают эту Канавку, и считают святой обязанностью походить по ней, особенно в горе, несчастье и болезни; причем одни проходят один раз, другие три раза подряд, стараясь непременно прочитать 150 раз «Богородице Дево, радуйся». Берут и землю с Канавки, вспоминая слова Преподобного: «Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!»»
Посетила группа луганчан все святые источники Дивеевские: Казанский источник, источник преподобной Александры Дивеевской, Иверский источник, источник «Явленный» в Кременках, источник в честь Святой Троицы, близ села Автодеево, источник преподобного Серафима в поселке Цыгановка. Посетили мы и Суворово – Пузовских святых.
Рядом с Цыгановкой есть скит. Там старшая сестра монахиня Сергия. Это настолько светлый человек, такое теплое общение с людьми! Посетить этот скит и пообщаться с матушкой – это непередаваемое чувство. Мы всегда, когда посещаем этот скит, едем еще на кладбище, где похоронены монахини. Там могилка матушки Лаврентии есть. Тоже очень благодатное место, такая тишина, умиротворяющая красота.
Когда мы прощались (назавтра готовился отъезд из Дивеево), а матушке Сергии так не хотелось нас отпускать, она нас все уговаривала, чтобы мы еще раз заехали к ней, когда будем уезжать. У них должны были снимать фильм про скит, а ей так хотелось, чтобы наша группа там спела во время съёмок.
В эту поездку у нас такая группа певучая попалась, как будто хор сработанный приехал. Но со временем у нас никак не получалось еще раз заехать в скит.
И, когда мы уже простились с монахинями монастыря и собирались уезжать, то батюшка Сергий наш прибегает и говорит: – «Матушка Сергия просит нас, чтобы мы ее подвезли к скиту.»
Мы подбираем её по ходу следования, завозим в скит, а она нас тут и просит, чтобы мы задержались на 5 минут. И что вы думаете? Она, оказывается, на всю группу ночью нажарила котлет. А когда приехали в скит, быстро снимает свой подрясник, надевает фартук, в наш походный котел заливает готовый кипяток и забрасывает лапшу, чтобы горячий обед у нас в дороге был. Представляете?
После Дивеево мы поехали Санаксарский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Темникове поклониться мощам праведного генерала Федора Ушакова. Основан он был в 1659 году в царствование Алексия Михайловича на левом берегу реки Мокши одним из жителей Темникова дворянского происхождения Лукой Евсюковым, пригласив из опустелого на тот момент Старо-Кадомского монастыря игумена Феодосия. 100 лет Пустынь пребывала в запустении и бедности до тех пор, пока туда не пришел настоятель иеромонах Феодор Ушаков – это дядя знаменитого святого праведного воина – адмирала Феодора Ушакова.
Факт в том, что мы в монастырь не звонили, что едет группа из Луганска, но когда приехали, нас уже встречали. Монашествующие знали, что мы едем. И нас везде так тепло принимали, как на руках носили!
– А вопросы вам задавали?
– Конечно задавали. Много и долго всегда расспрашивали о том, что в Луганске творится. А как они молятся за нас! Во всех монастырях становятся на колени на службах и читают молитвы о мире в Украине. Вот это духовное единение, оно непередаваемо.
И в Дивеево когда приехали, как молния новость разлетелась, что луганчане приехали. Все на нас смотрели, как… на что-то необыкновенное! Как это мы в такое время и приехали? Даже матушка игуменья вышла, чтобы с Луганской группой сфотографироваться. А это очень занятый человек. У нее каждая минута расписана.
Но мы ее попросили: «Матушка, сфотографируйтесь с нами, может, мы уже больше не приедем…» Она так подобрела сразу и говорит: «Да приедете, приедете.» Каждый нам хотел какие-то добрые слова сказать. А матушка Евдокия (она, как живчик такой, быстрая), сама она с Камчатки, и вот ей кто-то привез оттуда баночку икры красной. Так что вы думаете? Она для всей нашей группы, для луганчан сделала бутерброды из этой красной икры. А в Санаксары когда прибыли, монахини сидели молились, потом подходят к нам и говорят: «Мы давно на такой совместной молитве не были. Чувствуется, что вы с бедой приехали.»
Оттуда мы поехали в Вышу к мощам святителя Феофана-Затворника – тоже очень душевный прием был монахинь. Они так нас старались своей душой обогреть, искренним сочувствием поддержать!
В итоге всей поездки мы посетили Тамбов, Вознесенский женский монастырь. Он основан был в 1690 г. святителем Питиримом. Там мы поклонились мощам святителя Питирима, а также мощам прп. Марфы Тамбовской.
– А как вы выезжали из ЛНР и въезжали обратно? Без проблем?
– В целом, нормально, но искушение одно было в начале пути на таможне. В Дивеево с нами ехали 4 батюшки. Но одному пришлось-таки вернуться с дочкой.
– Это почему?
С нами ехала семья священника: батюшка, матушка и их дочь 16-ти лет. У дочки был паспорт ЛНР. И на российской таможне ее не пропустили, поэтому батюшке в 12 часов ночи пришлось возвращаться в Луганск. Матушка поехала одна в Дивеево. Поскольку девочка ехала с ранами на ручке, и никакие мази ей не помогали, то была одна надежда на источник батюшки Серафима Саровского в Цыгановке, потому что он этот источник вымолил и всех, кто к нему приходил, он посылал на этот источник, говорил, что вода в нем целебная. И эта вода, она как крещенская, никогда не портится. Так что было у нас такое искушение в пути.
Хотелось бы, чтобы эта проблема была решена быстрее, потому что не у всех есть возможность получить паспорта Украины, и чтобы наши люди с Донбасса могли беспрепятственно ездить в Россию.
– А как к деятельности вашего паломнического отдела относится владыка Митрофан?
– Владыка митрополит Луганский и Алчевский Митрофан поддерживает нас во всем. Благословляет наши поездки. Он рад и доволен, что люди не останавливаются в желании посетить святые места, что есть какое-то движение, люди хотят ехать и в такое трудное время. Владыка поддерживает всех нас и молится за всех нас.
Вот и сейчас, люди сидят без денег, а все равно звонки идут, что хотят ехать. Мы планируем где-то в конце апреля опять поехать по Дивеевскому кольцу. Только немного изменим маршрут, поедем через Волгоград. Ну и Соловецкое кольцо у нас намечено на лето. Соловки у нас заказаны с 13 по 16 июля. Если управят Господь и Матерь Божия, то пошлют нам и людей в группу и средства для поездки.
– Алла Дмитриевна, несколько лет назад меня очень порадовала идея создания кольца по «Святограду Луганскому». Было бы хорошо, если бы не только наши люди ездили по святым местам, но и к нам приезжали паломники со всего мира. Ведь есть и нам что показать, чему поклониться. Естественно, это выполнимо при условии мира на Донбассе, но война же не навсегда. Поднимал ли такие вопросы ваш епархиальный отдел?
– Такие подвижки были и есть. К нам приезжали уже паломники из Киева, из Доброполья, из Северодонецка. Их принимал протоиерей Андрей Дубина в п. Красном, архимандрит Павел в п. Красный Деркул, и в Луганске была организована экскурсия по храмам. Когда война закончится, я думаю, приток желающих побывать в Луганске увеличится в разы. Нужно быть готовыми встретить людей. У нас богатейшее кольцо святынь: это и Киселева Балка, и Александровск, и другие храмы, и монастыри наши. Нам есть что показать. Только нужно дождаться мира.
Светлана ТИШКИНА