Историческая справка:
10 марта 1765 года тайным советником Андреем Матвеевичем Фливерком было дано разрешение на постройку в селе Черкасский Брод (ныне г. Зимогорье) церкви Николая Чудотворца. Церковь простояла несколько десятков лет, пришла в негодность, а потом и вовсе сгорела.
В 1889 г. на месте сгоревшей Николаевской церкви на средства прихожан был построен новый каменный трех-престольный храм. Главный престол – во имя Святой Троицы, южный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы и северный – Святителя Николая Чудотворца. Храм был построен из красного кирпича на известковом растворе и покрыт черным кровельным железом.
В ограде церкви построена каменная сторожка, а также дом для священника. При храме была открыта школа грамоты. В начале XX века в приход храма входила деревня Зимогорье, всего в приходе было 415 приходов с 3275 прихожанами. Специально отмежеванной земли было выделено общине 118 десятин.
В 1929 году храм закрыли, а здание переоборудовали под клуб. С него были сняты кресты и колокола. При снятии колоколов один из них упал и разбился. Церковная жизнь в селе возродилась во время Великой Отечественной войны. Богослужения в храме начались с сентября 1942 года.
Официально община зарегистрирована 10 ноября 1944 года в составе 145 прихожан. По воспоминаниям священника Никиты Кондратьева, в мае 1945 г. со станции Славяносербск был принесен и воздвигнут на храме железный крест.
В 1951 ш. здание храма у общины было изъято как «прежнее клубное здание». Для молитвенных целей верующим было разрешено купить дом у Бережко Романа по ул. Калинина, 3. Хотя прихожане и ходатайствовали перед властями о возврате им здания храма, Славяносербский райисполком 31 января 1980 года принял решение о его сносе. Но технически осуществить это было сложно, и здание передали кирпичному заводу.
Как всё начиналось
Рукополагал о. Василия во священники еще митрополит Сергий (Петров). До Зимогорья довелось молодому батюшке служить в храмах Щукино, Красноармейска, Успенки, Станицы Луганской, Астрахани (Кременской район). Из 34 лет службы Господу – 25 лет – четверть века! – отдано восстановлению старинного трех-престольного Свято-Троицкого храма г. Зимогорье.
Первое, что увидел, от чего ужаснулся о. Василий, приехавший по благословению владыки Иоанникия принимать Свято-Троицкий приход, были руины старинного трех-престольного собора. Куполом и крышей в храме служило небо. Остатки стен едва доходили до половины прежней высоты строения.
Как упоминалось в исторической справке, еще в 1956 году силами верующих в г. Зимогорье была открыта маленькая церковь в частном доме, который находился далеко от храма, чуть ли не под Родаково. До 1989 года в этой церкви много раз менялись настоятели, пока не пришел протоиерей Василий Иванович Доброносов.
«С приходом настоятеля (1989) – отца Василия – начинается активная работа по восстановлению Свято-Троицкого храма: собираются деньги среди населения, на шахте у рабочих. Прихожане и сам настоятель обращаются за помощью в другие организации и учреждения города. Местные жители добровольно приходили на уборку территории от строительного хлама, погрузку мусора, работали подсобными рабочими. Для восстановления фресок были приглашены художники – специалисты из городов Стаханова, Сентяновки, села Крымское. На это ушло около 3-х лет.
4 декабря 1991 года на праздник – введение в Храм Святой Богородицы – была отслужена первая служба после реконструкции. Некоторые иконы, которые находятся в церкви, были приобретены и приобретаются сейчас за деньги церкви.
Стоит под горой церковь, радует души верующих, есть куда сходить, когда тяжело на душе, когда душа просится к Богу. Далеко видны купола, в праздничные и воскресные дни разливается колокольный звон. Замечательный ансамбль фресок, древних икон украшает главный алтарь. Убранство его выделяется высоким образцом синтеза архитектуры и живописи. Сцены и персонажи, изображенные в храме, – это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения”. (Из книги Н. Петровой, Л. Гальченко, Н. Волкова “Черкасский брод – далекое и близкое”)
Согласитесь, заново отстроить большущий храм всего за три года для сельского священника – такое! без Божией помощи и большого труда невозможно. Из беседы с протоиереем Василием знаю, что работы по воссозданию былого великолепия Свято-Троицкого храма продолжаются по сей день.
И в настоящее время внутри храма стоит так называемый «стакан» лесов под главным куполом. Шаг за шагом в течении 20 лет продолжается работа по росписи стен. С трех сторон внешние стены храма уже оштукатурены и покрашены в приятный кремовый и светло-голубой цвета. Очень нарядно смотрится! Но одна стена, та, что лицом к подъездной дороге еще сохраняет свой природный цвет – цвет красного кирпича, из которого храм и сложен. О. Василий говорит, что на эту стену пока денег не хватило.
С большим душевным трепетом настоятель рассказал об одной из особо почитаемых в Свято-Троицком храме святынь. Это больших размеров чудотворная Иверская икона Божией Матери, написанная, согласно гравировке на табличке, в 1703 году. Там же, на тыльной стороне деревянной основы имеется надпись: «Подарок Афонских монахов».
Икона долгие годы находилась в доме, приспособленном под храм. К ней была прибита обыкновенная доска для свечей. Какая-то из них, видимо, упала и подожгла икону, потому что низ и торец были обгорелыми. Приняв настоятельство, отец Василий сразу обратил на икону внимание. Освободил ее от старой деревянной рамы. После реставрации одел ее в ризы из сусального золота и поместил в новый киот. А после того, как перешли служить в возрожденный из руин трех-престольный собор, икона заняла почетное место возле амвона.
18 лет назад, в понедельник, в девятом часу, во время молебна с акафистом Иверской иконы Божией Матери одна болящая, изможденная женщина, которая уже и не надеялась продолжить свой земной путь, дала обет: «Если я вылечусь, то сниму с себя свои любимые серьги и отдам Богородице».
В следующий понедельник на молебен с акафистом Иверской Иконе Божией Матери эта самая женщина пришла совершенно здоровая, исцеленная. Она сняла с себя серьги и попросила о. Василия повесить их на иконе.
С тех пор и пошла традиция – в надежде на чудо либо в благодарность за исцеления и другую помощь прихожане приносят свои драгоценности и вешают под стекло древней Иверской иконы Божией Матери.