Воскресение 9 апреля 2017 года верующие Александровска пришли ранним утром в Свято-Вознесенский храм, чтобы вместе со всей православной Церковью отпраздновать Вход Господень в Иерусалим. В народе этот двунадесятый праздник называют Вербным воскресением. Празднуется он всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе.

Праздник Входа Господня в Иерусалим в Свято-Вознесенском соборе, г.Александровск
Праздник Входа Господня в Иерусалим в Свято-Вознесенском соборе, г.Александровск

Духовенство Свято-Вознесенского храма встречало сегодня прихожан в облачении зеленого цвета, символизирующего цвет Ваий – пальмовых ветвей (верб), которыми народ устилал путь Царя Иудейского.

Утреннюю литургию возглавил благочинный Александровского округа, настоятель Свято-Вознесенского храма протоиерей Иаков Лобов. Ему сослужили клирики храма прот. Димитрий Шершун и прот. Марк Лобов.

В этот праздничный день, предшествующий Страстной седмице, многие прихожане выстроились в очередь к исповеднику, чтобы покаяться, очиститься от грехов своих перед принятием Христовых тайн.

За утреней после помазания святым елеем помощник отца Иакова Владимир раздал всем прихожанам по несколько успевших распуститься свежей зеленью ветвей вербы в память того, как встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках.

Прихожане добрым словом сегодня вспоминали старосту прихода Геннадия, почившего год назад. Много лет подряд он ездил в лес и нарезал для всех вербу. Царствия Небесного, р.Б. Геннадию! Мы помним, каким неоценимым другом и помощником ты был батюшкам и матушкам на приходе.

После литургии священники отслужили водосвятный молебен и, после молитвы священника, окропили освященной водой ветки вербы, которые прихожане держали в руках.

Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим

В проповеди вербного воскресения, произнесённой с амвона отцом Иаковом в обязательном порядке прозвучал библейский сюжет о Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим, который произошёл за несколько дней до Его крестных страстей.

Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования её идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали:«Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: «Дом Мой домом молитвы наречется», — а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

После окончания воскресной службы прихожане по традиции были накормлены вкусным постным обедом с добавлением рыбы, которая сегодня благословляется.

Светлана Тишкина

Фотогалерея праздника Вход Господень в Иерусалим, 9.04.2017 г.

Проповедь на Вход Господень в Иерусалим свт. Игнатия Брянчанинова

Скрытый текст

Царь царей и Бог богов кротко и скромно входит в святой Иерусалим, сидя на молодом осле под ликующие крики восторженной толпы. Он спокоен и тих, Он знает, что ждет Его здесь.

Крест, поношения и позорная смерть за то, что Он осмелился учить людей быть людьми. «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лук.19:42). Грядет Сын Божий на вольную страсть нас ради, и нашего ради спасения. Благословен Грядый во имя Господне!

Укротилось неукрощенное жребя под чудным Всадником. На жребя апостолы возложили свои ризы; вышедший навстречу и сопутствовавший Господу многочисленный народ вопиял в восторге: Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый Царь во имя Господне. По мановению Господа провозглашен Царь во имя Господне, – не по случаю, не по сознанию и произволу человеческому.

Тот же народ, по прошествии четырех дней, уже вопиял о провозглашенном сегодня Царе: Распни, распни его, не имамы Царя, токмо Кесаря… Господь совершил это вшествие как Царь и победитель, чтоб увенчать свое служение решительным подвигом: поражением смерти смертью, снятием клятвы с рода человеческого посредством принятия этой клятвы на Себя.

Он совершил вшествие в царственный град на жребяти осли, на неже никто же николи же от человек вседе (Лк. 19: 30), чтоб возвратить человечеству утраченное праотцем нашим царское достоинство, возвратить это достоинство восшествием на крест. Укротилось неукрощенное жребя под чудным Всадником. На жребя апостолы возложили свои ризы; вышедший навстречу и сопутствовавший Господу многочисленный народ вопиял в восторге: Осанна Сыну Давидову! благословен грядый Царь во имя Господне (Лк. 19: 38).

По мановению Господа провозглашен Царь во имя Господне, – не по случаю, не по сознанию и произволу человеческому. Тот же народ, по прошествии четырех дней, уже вопиял о провозглашенном сегодня Царе: Распни, распни его, не имамы Царя, токмо Кесаря (Ин. 19: 5).

Что бы значило вшествие Господа во Иерусалим на неукрощенном жребце? Это, по объяснению святых Отцов, имеет глубокий, пророческий смысл. Всевидящий Господь уже видел грядущее окончательное отступление иудеев. Он провозвестил об этом отступлении еще в то время, как только дан был закон Израильтянам на Синае, провозвестил устами их вдохновенного Законодателя. Согрешиша, – говорит Моисей о будущем согрешении иудеев против Богочеловека, как бы уже о совершившемся, – согрешиша! не того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете? (Втор. 32: 5-6) Язык погубивый совет есть, и несть в них художества, не смыслиша разумети (Втор. 32: 28-29). От виноградов Содомских виноград их, и розга их от Гоморры (Втор. 32: 32). Напротив того: Возвеселитеся небеса купно с Ним – Сыном Божиим – и да поклонятся Ему вcи Ангели Божии: возвеселитеся языцы с людьми Его, и да укрепятся Ему вcи сынове Божии (Втор. 32: 43).

Вшествие на необъезженном жребце в Иерусалим — есть повторение пророчества Моисеева, повторение не словами, а символом. Моисей предвозвестил, что язычники возвеселятся о Господе, а иудеи будут отвергнуты: здесь неукрощенное жребя, на немже никтоже николиже от человек вседе (Лк. 19: 30), изображает язычников. Одежды апостолов – это учение Христово, преподанное ими язычникам, и воссел духовно на язычников Господь, соделавшись их Богом. Он ввел их в Иерусалим, в лоно своей Церкви, в вечный, нерукотворенный Божий град, в град спасения и блаженства. Отверженные иудеи были тут налицо. Они устами возвещали: «Царь Израилев», а в душе, в своем Синедрионе, уже решили убийство Спасителя.

И ещё другое значение имеет жребя ослее. Оно изображает каждого человека, водимого бессловесными пожеланиями, лишившегося своей духовной свободы, привязанного пристрастием и навыком к плотской жизни. Учение Христово отрешает осля от привязи, то есть от исполнения греховной и плотской воли. Потом апостолы приводят осля ко Христу, возлагают на осля ризы; на него восседает Господь и совершает на нём вшествие во Иерусалим. Это значит: по оставлении греховной жизни человек приводится к Евангелию и облачается как бы в апостольские ризы, в подробнейшее и тончайшее познание Христа и Его заповедей.

Тогда восседает на него Господь духовным явлением ему и духовным обитанием в нем, как и благоволит Он обетовать: Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем моим: и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам (Ин. 14: 21). И Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14: 23). Пришествие Господа сопутствуется превысшим слова и постижения миром, миром благодатным, достойным подателя его, Господа. Этот мир не имеет никакого сравнения с естественным спокойствием падшего человека, который может ощутить спокойствие и удовольствие от наслаждения плотского, который может счесть спокойствием самое нечувствие свое, самую вечную смерть свою.

Восседает Господь на естественные свойства покорившегося Ему человека, усвоившего себе Его всесвятое учение, и вводит его, восседая на нем, в духовный Божий град, в град мира, во Иерусалим, которого зиждитель – Бог, а не человек. Душу, подъявшую Господа, приветствует Святый Дух. Он предлагает ей радость духовную, нетленную, вечную. Радуйся, и радуйся зело дщи Сионя, дщерь святой Церкви: потому что ты не принадлежишь никому, кроме Бога. Проповедуй дщи Иерусалимля! Се Царь твой грядет праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна (Зах. 9: 9). Ты, ощутив в себе благодатный мир Христов и соделавшись дщерью этого мира, обновилась юностью духовною и опытно ведаешь Царство Христово. В тебе уже укрощены страсти благодатною силою управляющего тобою Всадника; естественные твои свойства не могут нарушать своих естественных законов, не могут переходить и преображаться в необузданные страсти!