Настоятель храма иерей Александр Ващак
Настоятель храма — иерей Александр Ващак

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храмовый праздник: Успение Божией Матери – 28 августа.

Адрес:

ул. Ленина, 1д; с. Желтое, Славяносербский р-н,
Луганская обл., 93734.

Настоятель:

Иерей Александр Ващак.

Тел. моб. — 050 9122821.
Дата рождения — 22.08.1985. День ангела — 06.12
Хиротония:

В сан диакона: Архиепископ Иоаникий, Свято-Вознесенский собор, 10.08.2008; В сан иерея: Архиепископ Иоаникий, СвятоПокровский храм, 14.10.2008.

Образование:

Светское: среднее: школа — 1992-2003.

Духовное: Училище: Алчевское духовное училище — 2003-2006. Семинария: Киевская духовная семинария — 2006-2007.

История с. Желтое

Современный вид Свято-Успенского храма в с.Желтое
Современный вид Свято-Успенского храма в с.Желтое

«Село Желтое при р. Донце, на правом берегу Лугани, довольно многолюдное, с одноштатным церковным причтом, находится ныне Славяносербского уезда в 1-м благочинническом округе. Основание слободы Желтой относится к 1756 году. В это время здесь поселены были вышедшие из пределов турецкой империи православные иностранцы – словаки и иллирийцы. Запорожское казачество громко протестовало, много шумело и долго кричало, выражая русским чиновникам свой гнев и досаду за отдачу иностранцам «Желтого Яра», – сей древнейшей запорожской маетности.

19 мая 1785 года государственной слободы Желтой начальник, прапорщик Константинов и всего общества поселяне представили в Бахмутское духовное Правление прошение, в коем писали: «Жительство имеем мы, именованные, в сем селении Желтом, а парафианами состоим под ведомством города Донецка священника Андрея Григорьевича.

Во время ж прожития нашего имеем нужду, по долгу христианского закона для погребения умерших и для крещения младенцев; но за бедностию здешнего народа, о кольми паче, другие, за неимением своего скота, нанимая для доставления священника, приходят в большое отягощение.

А как в сем селе проживает из волохов священник Василий Лукьянов, не имея себе никакого пропитания, того ради в Бахмутское духовное правление сим донося, покорнейше просим, как оной Лукьянов проживает в сем селе, для законной в отправлении часов, в погребении умерших и в крещении младенцов нашей нужды, до исходатайствования на освящение под церковь и на отмежевание земли указов, дозволить ему, Лукьянову, совершать сие, не препятствуя города Донецка священника Андрея Григорьевича въезду в сие селение».

Местоположение разрушенного Свято-Успенского храма, 2009 г.
Местоположение разрушенного Свято-Успенского храма, 2009 г.

А 6-го июня того же 1785 года сам священник Василий Лукьянов подал преосвященному Никифору прошение следующего содержания: «Во время бывшей турецкой войны, при взятии Ея Императорского Величества, совместно с прописанными волохами, и я нижайший в Бахмутскую провинцию в Желтый Яр, где, оставаясь без места, не имею, по иностранству моему, к дальнейшему прожитию без определенного места, как себе, так и детям моим никакого пропитания; того ради покорнейше прошу Вашего Высонопреосвященства определить меня на праздное священническое место, где заблагорассудите».

По сим бумагам резолюциею преосвященного Никифора от 7-го июля 1785 года священник Лукьянов определен в Желтый Яр для преподания тамошнему народу христианских треб и для священнодействий в ближайшей церкви.

В 1786 году, по внушению и настоянию атамана Василия Дикусара, сотского Ивана Карпова, дьячка Максима Падалки и громадского писаря Ивана Феодоровича Чигиринова, жители государственной слободы Желтой приняли уже решительные меры к построению в своей слободе приходской церкви. Купив в слободе Суходол готовое церковное здание и чрез Межевую экспедицию отмежевав из своей дачи 120 десятин земли для притча будущей церкви, слобожане формальным доношением просили Екатеринославского Наместничества правителя, г. Синельникова исходатайствовать им у Преосвященного благословение и разрешение построить в слободе Желтой деревянную церковь во имя Успения Божией Матери.

Из губернской Канцелярии получив все потребные бумаги, они представили их в Бахмутское духовное Правление при доношении, в коем писали: «По поданному от нас именованных в Екатеринославское Наместническое Правление прошению выдача на отведенную под имеемую строиться в нашем селе церковь для будущих священно и церковнослужителей землю специальный план, каковый в пакете для поднесения к Его Преосвященству при сообщении вручен нами нижайшим, который пакет хотя и следовало бы самим нам к Его Преосвященству доставить; но как всего общества нашего поселяне употреблены в казенные дела, первое, для проезда Ея Императорского Величества к исправлению дорог и деланию мостов, второе, для изготовления в подставку коней, упряжи и погонщиков, третье, по случаю нынешнего рекрутского набора немало людей занимается отдачею рекрут, а при том, поелику Смоленскаго драгунскаго полка в нашем селе состоит на квартирах эскадрон, то последние употреблены делать для государственных лошадей конюшни и цейхауз; священник же, определенный к нам, по престарелости своей здоровьем слаб, поелику ж мы договорили мастеровых людей десять человек с таким условием, чтобы следующаго 1787 года апреля средних чисел начать им церковную работу, а буде ж бы за нами последовала им каковая остановка, которая б могла им в делании учинить препятствие, то прогульное время платить мы обязались оным майстерам противу договору вдвое.

И так соображая все прописанные обстоятельства, самим нам, для исходатайствования архипастырского на заклад во именование Успения Пресвятыя Богородицы церкви благословения отправиться в Полтаву никак не возможно; для чего духовного Правления и просим нижайше о исходатайствовании от Его Преосвященства на заложение в нашем селе церкви благословительной грамоты учинить милостивую резолюцию».

Причтовый дом постройки конца 19-го века, 2009 г.
Причтовый дом постройки конца 19-го века, 2009 г.

При доношении от 11 марта 1787 года Бахмутское духовное Правление препроводило к преосвященному Амвросию просьбу жителей слободы Желтой и присланный при ней пакет с бумагами, свидетельствуя справедливость прописанных в просьбе обстоятельств и с своей стороны прося у Преосвященного благословения и разрешения на постройку в слободе Желтой деревянной церкви во имя Успения Божией Матери. В представленном пакете было отношение с планом на подцерковную землю.

В отношении от 31-го октября 1786 года, за Синельникова, вице-губернатор Воинов писал Преосвященному: «Донецкого уезда села Желтое отставный вахмистр Марко Магочалов, по доверенности, данной ему от жителей того же села Желтаго, доношением своим мне изъясняет, что желают они перевезть в оное село купленную ими того уезда в селе Суходоле церковь и сооружить во имя Успения Пресвятой Богородицы, почему и просит о исходатайствовании на сооружение оной церкви Вашего архипастырского благословения. Я, препровождая при сем на отмежеванную землю из округа того села, для содержания священноцерковнослужителей засвидетельствованный план, Вашего Высокопреосвященства всепокорнейше прошу на сооружение оной церкви преподать Ваше архипастырское благословение».

В докладе к слушанию и решению сего дела, в Екатеринославской духовной Консистории на справку, между прочим, выставлен Святейшего Синода указ от 7-го октября 1783 года, коим «на доношение генарал-майора, Екатеринославского наместничества правителя, г. Тутолмина велено во всем Екатеринославском Наместничестве, во вновь заводимых государственных и помещичьих слободах, если где Екатеринославский правитель к построению церкви усмотрит надобность, по чинимым о том от него письменным сношениям, с приложением от обывателей государственных государственных оригинальных о том прошений, а от помещичьих и обязательных подписок, вновь церкви строить дозволить, уверяясь на тех губернских сообщениях, не чиня, сверх того, более от духовной стороны исследований; а ему, губернатору, о состроении церквей требования чинить не прежде, как когда отводимое для священно и церковнослужителей указное число земли действительно во владение церковное указным порядком утверждено уже будет, наблюдая при том, дабы оныя вновь строенные церкви в близком от прежних церквей расстоянии без дальней нужды строены не были».

По исповедной росписи за 1785 год в приход города Донецка соборной Стефановской церкви показана слобода Желтая, расстоянием в 12 верстах, в коей дворов 80, в них мужеска 192, а женска 181 душа. По надлежащем рассмотрении и соображении всех этих данных, Екатериновская Духовная Консистория определением своим от 22 апреля 1787 года постановила дозволить в слободе Желтой устроить деревянную церковь во имя Успения Божией Матери.

Во исполнение сего определения, 12 июня того же 1787 года отправлен из Консистории указ; а 6-го июля того же 1787 года Бахмутский протоиерей Петр Расевский соборне, по надлежащему церковному чиноположению, в государственной слободе Желтой освятил место под церковь и положил закладку на сооружение оной, 21 октября 1787 года Донецкого уезда села Желтаго старожилые казенные поселяне, а равно и вновь причисленные государственные волостные крестьяне представили в Бахмутское духовное Правление новое прошение, в коем писали, что в селении их место под церковь освящено, закладка на сооружение оной сделана и самая церковь уже строится; а потому просили произвести им во священника села Шульгинки диакона Антония Мариновского, так как находящийся у них священник Василий Лукьянов, как иностранец, человек волошской нации, в служении не вразумителен для них. По сей просьбе диакон Мариновский 7-го апреля1789 года рукоположен во священника в слободу Желтую.

Доношением от 29 сентября 1791 года Бахмутское духовное Правление представило преосвященному Амвросию, архиепископу Екатеринославскому и Херсонисо-Таврическому, что заложенная в слободе Желтой к сооружению свято-Успенская церковь, по донесению священника Антония Мариновского и по письменному засвидетельствованию благочиннаго, священника Андрея Григорьевича, постройками и производством работ совершенно окончена, церковными сосудами и утварьми, священными облачениями, иконами, книгами церковного круга и колоколами снабжена достаточно и всеми потребностями к освящению вполне приготовлена, а потому Правление просило Преосвященного выдать грамоту на освящение новоустроенной церкви и освященный антиминс для совершения в ней богослужений и священнодействий. На основании сего доношения 29 сентября 1791 года разрешено освятить новосооруженную в слободе Желтой Успенскую церковь и бахмутскому протоиерею Петру Расевскому предписано об этом указом к исполнению.

Феодосий Макаревский.
Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии:
Церкви и приходы прошедшаго XVIII столетия. Екатеринослав, 1880.

Священник Григорий Ковалевский
Священник Григорий Ковалевский

Исходя из сведений «Справочной книги Екатеринославской епархии за 1908 год» и приходу Успенской церкви принадлежала дер. Крутогоровка.

Всего в приходе было 358 дворов с 2891 прихожанами. При церкви имелась церковно-приходская школа, специально отмежеванной земли 130 десятин.

Причт церкви состоял из священника Григория Ковалевского 28 лет и диакона Сергия Паторжинского 48 лет.

В июне 1935 года церковь была закрыта, а ее здание было переоборудовано под киноклуб.

Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено.

Религиозная жизнь села возродилась в мае 2005 года, когда был зарегистрирован устав прихода Успение Божией Матери. Богослужения ведутся в бывшем здании Дома быта.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ