Site icon | Свято-Вознесенский храм, г. Aлександровск

Свято-Покровский храм, с.Трехизбенка, официальная информация, история

Свято-Покровский храм, с.Трёхизбенка
Протоиерей Александр Петрович Михеев
Протоиерей Александр Петрович Михеев

Свято-Покровский храм

Адрес:

ул.Артёма, 28; с.Трёхизбенка, 93710, Луганская обл., Украина

Храмовые праздники:

— Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября;

— Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца – 22 мая, 19 декабря;

— Святого великого пророка Илии – 2 августа.

Настоятель:

Протоиерей Александр Михеев

Тел. моб. — 0661147413.
Дата рождения: 22.05.1959. День ангела: 12.09.
Хиротония:

В сан диакона — Архиепископ Иоанникий, Свято-Павловский кафедральный собор, 8.04.2000;
В сан иерея — Архиепископ Иоанникий, Свято-Павловский кафедральный собор, 7.12.2000.

Образование:

Светское:
Среднее: СШ №25 — 1966-1976.
Профессия: Авто-слесарь

Духовное: Киевская духовная семинария — 2000-2004.

ТРЕХИЗБЯНСК

Свято-Покровский храм, с.Трёхизбенка
Свято-Покровский храм, с.Трёхизбенка

Трехизбянск — на левом берегу Донца, в 16 верстах от Старой Айдари, в соседстве со множеством озер. Близ нынешней слободы есть урочище, которое поныне называется городком. Множество ям, служивших, вероятно, погребами для пороха и имущества, подтверждает верность предания о бывшем здесь городке. Этот городок построен был также донцами для противодействия вторжению крымцев в Россию. Он назывался Трехизбянском от того, что прежде чем приступили донцы к построению городка, они нашли здесь три избы, построенные, вероятно, промышленниками — рыболовами и звероловами.

В Чугуевской переписке 1691 г. Трехизбянск называется Новым городком — это название показывает, что Трехизбянск основался около 1680 г.

Вобще, история Свято-Покровского храма села Трёхизбенка тесно связана с историей основания и развития села. Необходимость защиты южной границы России заставила правительство на землях по реке Северский Донец поставить пограничные посты. В эти земли из села Нижнее Салтово Белгородской губернии были перевезены “служильные люди”, которые обязаны были нести пограничную службу на новопостроенной Украинской оборонительной линии. Таким образом, в связи со строительством Белгородской линии в 40-ые годы ХVІІ ст. появляются городки основанные донскими казаками: Луганский, Боровский, Старый Айдар, Трехизбенка и другие.

Впоследствии Донец бурными разливами вынудил жителей городка удалиться от беспокойного соседа на версту и здесь основать слободу. Первый храм Трехизбянского городка, посвященный славе Покрова Богоматери, перенесен был со старого на новое место Трехизбянска. В 1772 г. по благословлению Тихона Воронежского освящен был новый храм, который существует и поныне.

В 1820 г. необычайное разлитие Донца затопило более половины слободы и храм. Посему возвышен каменный фундамент храма, возобновлен иконостас и починены другие ветхости. Ризница и утварь храма до 1773 г., когда поступил священник Тимофей Павлов, были очень бедны — сосуды и кресты были оловянные, ризница — тяжинная. Усердный и благоговейный священник употребил все старание для приведения храма в приличное благолепие и столько успел, что ризница, как показывает опись 1808 г., стала по тогдашнему времени образцовою. И доселе целы ризы и воздухи, шитые собственною рукою священника. По его старанию отведено для церкви 76 дес. земли.

Тому же священнику местная церковь одолжена сильным ослаблением раскола, который дотоле господствовал в приходе. Он успел весьма многих возвратить с пути заблуждений на путь спасительной истины и святости. Подвиги его удостоены были защитою личности его. Однажды отправился он в хутор для исправления треб, а там один из фанатиков раскола, озлобленный успехами пастыря в обращении суеверов к святой вере, засел на дороге в закрытом месте, с ружьем, с решимостью убить священника.

Когда же священник на обратном пути из хутора в слободу ехал мимо места, где сидел исступленный раскольник, последний три раза спускал курок ружья, но столько же раз ружье осекалось и изменяло злодею; священник проехал цел и невредим. Пораженный тем раскольник на другой день явился к священнику и сам рассказал о своем злодейском замысле, так чудно разрушенном. Священник простил его и мирно скончался в 1792 г.

В 1826 г. в Трехизбянском приходе было 58 раскольников. В 1842 г. обратилось к православию 18 человек, а в 1844 г. — 3 человека. Ныне остается в Трехизбянске до 70 суеверов. Число чад православия: в 1800 г. — 1245 муж., 1283 жен.; в 1810 г. — 1072 муж., 1113 жен.; в 1830 г. — 1485 муж., 1505 жен.; в 1850 г. -1578 муж., 1735 жен. пола. Приход по новому штату 4-го класса.

По Чугуевской переписке видим, что в 1691 г. орда нападала на Трехизбянск и, несмотря на взятые наперед предосторожности, захватила нескольких в плен. Сентября 10-го в новом городке Трехизбянске уже знали, что «идет орда с Крымской стороны Донца вверх многим собранием».

В ноябре маяцкий приказный передал в Чугуев следующее известие донского казака Михаила: «Был он, Михаила, в Боровском городке, Нояб. 10, и ведомо Боровским казакам учинилось из Митякина городка, что Татарове перешли Донец с Крымской на Нагайскую сторону с урочища городка Митякина, по смете до 600, и переходили в трех местах. Да он же в Сухареве слышал от казаков, что те воинские люди били на Трехизбянский городок и взяли 5 чел. казаков».

Нет сомнения, что подобные несчастия много раз случались с жителями Трехизбянска. Для охранения края от крымских хищников в 1715 г. по царскому указу большая часть служивых людей г. Салтова перешла в Трехизбянск, где получила 20000 дес. земли.

В 1788 г. трехизбянские казаки участвовали во взятии Очакова. В 1795 г., по предложению начальства, весьма многие из трехизбянцев переселились на р. Кубань со званием казаков, тогда как оставшиеся обращены были в однодворцев. Около того же времени на место удалившихся явились в Трехизбянск новые поселенцы из губерний Курской и Воронежской, доселе отличающиеся от старожилов и наречием, и одеждою, и образом жизни. Холера 1847 г. была так свирепа в Трехизбянске с 29 июня по 1 августа, что умирало в сутки от 3 до 15 человек; всех умерших от холеры было тогда до 360 человек. В 1848 г. умерло от нее 193 человека.

Неурожай 1848 г. увеличил бедствия. Недостаток корма для скота разорил многие семейства. Не только солома была чрезвычайно дорога, но даже за воз навоза платили до 1 р. 40 коп. серебром. Зима этого года известна в простом народе под именем драной, так как соломенные крыши сняты, содраны были с амбаров, сараев, хлевов и домов. К довершению горя — скот, стоивший стольких забот, а для иных и значительно капитала, весною пал. От цинги умерло в Трехизбянске до 17 человек, но страдавших ею было очень много, и продолжительность страдания истощила больных до крайней степени. Церковной земли во владении причта 66 дес.

Феодосий Макаревский.
Материалы для историко-статистическаго описания Екатеринославской епархии:
Церкви и приходы прошедшаго XVIII столетия. — Екатеринослав, 1880.

 ***

… Церковь деревянная, однопрестольная, построена в 1772 году стараниями прихожан. Земли пахотной и сенокосной 79 десятин 177 кв. саженей. Прихожан мужского пола 2708, женского пола — 2660; из них раскольников 69 человек. Причта по штату положено: два священника, два псаломщика. Причт живёт в церковных домах. Имеется земская и приходская школа, открыто попечительство. К приходу относятся хутора Калаус и Кряковка.

Помещиков в Трёхизбенке не было. К середине 18-го века село насчитывало больше тысячи дворов, усадеб. На подворье было несколько домов, в которых жила всё семейство в 30-40 человек. Дома строили из дерева или камня, покрытые в основном соломой, реже железом. Одежда была преимущественно домашнего производства: тулупы (зипуны) из овчины, рукавицы из шерсти, чулки, валянки. Первым мастером по швейному делу был Тимофей Зимин. Были свои сапожники, которые шили сапоги, ботинки с шнурками и бахилы.

По материалам Справочной книги для Харьковской Епархии.
Харьков: Типо-литография И.М. Варшавчика, 1904 г.

 ***

Второе рождение Свято-Покровского храма

Свято-Покровский храм, с.Трёхизбенка
Свято-Покровский храм, с.Трёхизбенка

В 1895 г. в слободе началось строительство нового кирпичного храма по проекту харьковского епархиального архитектора В.Х. Немкина. Строился храм двенадцать лет на средства прихожан. Освящение Свято-Покровского храма состоялось 15 октября 1907 года, при священнике Никифоре Оржельском. Освящение приделов храма во имя Святителя Николая и святого пророка Илии состоялось 26 и 27 ноября 1912 года.

В середине 20-х годов ХХ века здание храма заняла «обновленческая» община, не поддержанная населением села. В 1935 году храм закрывают, снимают колокола и везут их на переплавку на Алчевский металлургический завод. Но во время переправы через реку Донец они затонули в реке. После закрытия храма здание использовалось под клуб.

Но верующая молодежь Трёхизбенки не посещала его. Активисты-комсомольцы вспоминали, что в здании храма чувствовали себя неуютно и тревожно. Однажды, во время танцевального вечера, они услышали громкий женский плач, в ужасе все покинули храм; молодые люди решили, что это был плач Богородицы. По воспоминаниям старожилов села, после постройки нового клуба, а он был собран из сруба старой деревянной церкви, в Свято-Покровском храме было устроено зернохранилище колхозов им. Алексеева и «Путь Серго».

В 1926 году было создано машинно-тракторное общество. Председателем этого общества был Бородин М.П. В 1926 г. образовано «СОЗ» (совместная обработка земли). Кто жил более зажиточно, та верхнюю одежду покупал в магазинах (скамьях).

В 1930 г. началась массовая коллективизация. С первых дней Великой Отечественной войны около тысячи трехизбян призывного возраста в составе 214-й стрелковой дивизии было отправлено на фронт. В селе были организованы швейные, портняжные цеха: шили верхнее легкое обиундирувание для солдат, тулупы вязали носки и рукавицы, изготовляли сбрую для армейского гужтраспорта.

12 июля 1942 года в село вошли фашисты. Осенью в 1942 году было вывезено на каторгу в Германию около 90 юношей и девушек. Летом 1943 г. село Трехизбенку, освободили от немецких – фашистских захватчиков, Здесь был развернут военный – полевий госпиталь, который расположился в зданиях «чернової» и «белой школ». Медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» были награждены Гончарова Е.Н., Махова О.М.

В сентябре 1943 года после полного освобождения Славяносербщины от немецко-фашистских захватчиков в храме возобновились богослужения. Благочинный Ворошиловградского округа назначил на приход священника отца Иоанна Ткачёва. Церковная община была вновь зарегистрирована 21 ноября 1944 года.

Занятия в школе также возобновились в 1943-м году. Первый послевоенный выпуск учеников состоялся в 1954 году.Новое помещение Трехизбенской средней школы построено в 1986 году. Школа является базовой по военно – патриотическому воспитанию учеников в районе. В школе имеется учебный военно – спортивный комплекс по допризывной подготовке . Постоянно проводятся игры «Зарница», «Богатырская наша сила», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Много усилий для восстановления хозяйства положили руководители колхозов и бригадиры Иваненко И.М., Артемов К.П., Шарапов Я.С., Гончаров И.Н., Долженко В.Т., Яковлев М.В., и много других. В боях за свободу Отчизны погибло больше чем 500 воинов села . Односельчане гордятся своими фронтовиками – орденоносцями. Среди них трижды орденоносец Шинкарев Е.М., дважды орденоносцы Попов В.П., Щеголеватый М.С., орденоносцы Есипов С.М., Крюкова Е.М., Кочеров В.С., Шарапов Я.С., Гончаров М.Г., Беляев М.В.

В марте 1959 года организован совхоз «Донецкий». Первым директором был назначен Аулов В.Д. После реформирования аграрного сектора экономики совхоз «Донецкий» реформирован в сельхоз кооператив «Донецкий». В состав кооператива входили: ООО «Юнник», директор Черников Ю.В., ЧП «Горизонт» директор Ильинов А.И., ЧП «Калаус» директор Черников В.А., ЧП «Нива» директор Салманов В.А., ЧП «Аника» директор Желнов А.И.

Юнармейский отряд «Булавинец» — постоянный победитель районных и областных военно – спортивных игр. На эти победы учеников вдохновляют учителя Чистяков М.Ю., Щеголеватая В.И., Ерохина Н.М., Анохина Г.И. и другие. Бесценный вклад в деле патриотического воспитания молодежи вносит председатель ветеранской организации совета Медведев И.М.

Гордится Трехизбенка своими односельчанами, среди них – Гончаров Е.С., Сотников М.С., Бородин Н.И., Лисицкая (Семенякина) Л.М., народным этнографическим ансамблем им. Бородина Николая Ильича и другими . Бородин Н.И. заслуженный работник культуры Украины, награжденный медалью «За трудовую доблесть» — первый руководитель этнографического ансамбля.

21 октября 1990 года в селе было создано общество донских казаков. На площади состоялся Большой круг. Первым атаманом стал Давыдов Николай Иванович. 14 октября 1999 года в селе было открыт пямятник К.Булавину — 300 летие восстания которого отмечалось в с.Трехизбенка с большими почестями в 2007 году. Памятник атаману Всевеликого войска Донского К.А.Булавину в центре с.Трехизбенка – это символ братской дружбы украинского и российского народов.

В конце 1950-х годов церковная община за неуплату налогов в размере 24 тысяч рублей стояла на грани распада. В 1959 году, благодаря усилиям настоятеля и пожертвованиям прихожан, долг удалось погасить. В 1980-х годах на колокольне храма установили четыре колокола, построили крестильное помещение и сторожку.

Большие изменения произошли в 2007 году – были газифицированы села Трехизбенка и Кряковка , отремонтированы сельский дом культуры и центральная площадь, проложен новый асфальт по центральным улицам. При содействии украинского фонда социальных инвестиций отремонтирована Трехизбенская амбулатория, здание которой построено ещё в 1902 году. На землях бывшего Трехизбенского военного полигона создан самый большой в Луганской области заповедник – «Трехизбенская степь». Его площадь составляет 3064 Га . Создание заповедника позволит сохранить для потомков уникальные растения занесенные в красную книгу и ландшафт. Между селами Кряковка и Орехово-Донецкое расположено уникальное заповедное урочище «Беляевское» — место отдыха многих жителей Луганской области.

С 1994 по 2001 год настоятелем Свято-Покровского храма был отец Александр Перепелица. В 2001 году назначены на служение в храм два священнослужителя — отец Александр Михеев и отец Владислав Фоменко, в этом же году была организована воскресная школа под руководством Михеевой Веры Викторовны. Во время занятий в школе дети изучают Закон Божий, историю церкви, готовят поздравления к праздникам в храме для прихожан и батюшек, участвуют в богослужениях, крестных ходах, совершают паломнические поездки в Киево-Печерскую Лавру, Старобельский монастырь, Святогорскую лавру, Киселёву Балку, в город Луганск, к чудотворным иконам и святым мощам.

С 2002 года настоятелем Свято-Покровского храма, является протоирей Александр Михеев.

При воскресной школе работают кружки вышивки и кулинарии. В 2006 году состоялся первый выпуск воскресной школы. В настоящее время кружком вышивки руководит Наталья Александровна Михеева. Учащиеся кружка вышивают золотыми и серебрянными нитями, канителью, бисером, драгоценными камнями. Работы учащихся отмечены дипломами, о них написаны статьи в журналах.

Вышитые их руками хоругви, покровцы, закладки для Евангелия, предметы церковного облачения выставлялись на выставках в Москве, Киеве, Донецке, Санкт-Петербурге и получали прекрасные отзывы. С 2010 года работает сайт Золот-швейная мастерская «Оксамит» »

В настоящее время силами прихожан и благотворителей — это семьи Кононовых и семьи Ширковых — обустраивается внутреннее убранство храма, проводится текущий ремонт, облагораживается церковная усадьба.

Фото-видео-зарисовка «Престольный праздник Покров Пресвятой Богородицы, 2010 г.»,
возглавлял праздничное Богослужение митрополит Луганский и Алчевский Иоанникий

Священнослужители храма:

— Никифор Оржельский (1900 -1934);

— Владимир Павлов (с 1901);

— Михаил Терещенко (1943);

— Алексей Лабунский (1944);

— Иоанн Ткачёв (1943 — 1946);

— Онисим Лобода (03.1946 — 08.1947);

— Андрей Бойко (08.1947 — 10.1950);

— Пётр Соляник (1963);

— Феодор Ромаскевич (с 04.1967);

— Афанасий Вавренюк (с 07.1967);

— Алексей Переведенцев (с 20.01.1969);

— Яков Волошин (с 14.06.1969);

— Анатолий Осмаков (с 04.07.1969);

— Феодор Жулин (17.08.1970 -18.05.1971);

— Дмитрий 3агреба (с 20.01.1972);

— Николай Колесниченко (с 02.04.1973);

— Василий Сомик (1970 — 1980);

— Иоанн Устименко (1987 -1988);

— Иаков Лобов (27.12.1988 — 27.11.1989);

— Сергий Косянков (1990 — 1991);

— Пётр Деркач (1992 — 1993);

— Сергий (Бидненко) (1993 -1994);

— Александр Перепелица (1994 — 01.2001);

— Владислав Фоменко (01.2001 — 02.2002);

— Александр Михеев (с 01.2001 — по наст. время).

Exit mobile version