Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, напротив,
душу просветляет, окрыляет, делает легкой и парящей вверх.

Святитель Иоанн Златоуст (†407)

28 ноября 2015 г. для православных христиан начался Рождественский пост. Закончится он 7 января 2016 г. великим праздником Рождества Христова. Вспомним, что произошло две тысячи лет назад. Господь после крещения от Иоанна Духом Святым был введен в пустыню для искушения от диавола. Это было необходимо и для Господа, и для нас. Поэтому и мы в нашем жизненном пути тоже должны пройти путь побед и искушений.

А дьявол искушает трояко – «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1 Иоанна, 2, 16). Если мы проходим через все искушения на нашем, так скажем, уровне, мы вместе с Господом выходим затем на общественное служение.

Человек, соблюдающий пост, как солдат, стоящий на посту во время вахты. Недаром само слово «пост» — из воинского лексикона. Смысл христианского поста – встать и охранять себя и своих ближних от нападения врага, от диавола. Всегда надо иметь в виду, что пост – это добровольное расположение сердца, добровольная жертва Богу, без которых это воздержание превращается в диету.

Между тем, постовой Устав предусматривает не столько пищевой пост, но, прежде всего, сугубую молитву. Часто мы постимся по полной программе по византийскому уставу, а молитву опускаем, или молимся без расположения сердца, кое-как – по диагонали. Если сравнивать со школой, то мы изучаем математику по программе 10 класса, а русский – по программе 1-2 класса. Итого – получается неразумный перекос на гастрономию.

Сущность поста выражена в церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно радуешься неядению, ибо если нет в тебе стремления к исправлению, то возненавидена будешь от Бога, как лживая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим».

Иными словами, главное в посте – не качество пищи, а борьба со своими душевными повреждениями, страстями. Понимаем ведь необходимость своевременного периодического техобслуживания автомобиля – вот так и душа наша, тем паче, нуждается в исправлении и очищении.

Если говорить об истории, то следует сказать, что Рождественский пост вошел в обиход православный Церкви в IV веке. Впервые о нем упоминает Амвросий Медиоланский. Продолжительность поста, которая в разных местах соблюдалась неодинаково, была предопределена окончательно – сорок дней – в 1116 году на Константинопольском соборе при патриархе Луке.

Рождественский пост отличается особым настроением. Рождество – это праздник предшествия в мир Бога. У людей неверующих идея Бога – это абстрактная идея какого-то всемогущего тирана, откуда-то с неба управляющего миром и требующего слепого подчинения и страха, и она неотделима от рабства человека.

В Рождественский пост мы должны почувствовать себя свободными от этой идеи рабства. Мы не рабы в том смысле, что мы боимся кнута хозяина – рабовладельца, деспота Бога, а мы рабы в том смысле, что принадлежим Богу, являсь как бы частью Его тела, частью Его Церкви.

Ведь тело Божие – это Церковь, глава которой – сам Христос. Мы должны почувствовать себя свободно. Нет ничего внешнего, что принуждало бы человека подчиниться греху. А что такое свобода? Свобода – это осознанная необходимость не грешить. Свобода от греха – вот первостепенная задача Рождественского поста.

В Евангелии говорится не о силе, а о слабости новорожденного Младенца. Бог приходит в мир не как всемогущий тиран, а как беспомощный и беззащитный ребенок, который полностью зависит только от Любви. Если для гуманистов «человек» – это звучит гордо, то в праздник Рождества «Бог» – звучит смиренно. Бог подчинился Любви. Бога человек призван увидеть не в силе могущества, а в смирении и слабости.

Мы видим спеленатого младенца в яслях, в Вифлееме. Мы должны не подчиниться Богу как рабы, а полюбить Бога как сын или как дочь, принять Его в свое сердце и обрадоваться бесконечной красоте этого смирения. Родиться как младенцы, свободными от греха, в любви и смирении.

Рождество Христово

Мы должны освободиться от всех помыслов, фантазий, восприятий всевозможных виртуальностей, которые особенно через экран монитора к нам впадают в сознание в наше время особенно через компьютер. Работать, конечно, необходимо, искать нужный материал, информацию, но мы не должны подчиняться искушению заходить на всякие посторонние сайты. Ведь то что мы видим, слышим или читаем – невидимо, но вполне ощутимо питает нашу душу.

Необходимо сказать так же, что Рожественский пост – это пост матери Божией. Матерь Божия готовиться родить. Представьте себе роженицу, женщину, которая готовится к родам на 9 месяце. Какое настроение у нее? Настроение хрупкости, шаткости, неопределенности, она мечется в душе. Мы должны понимать такое состояние, сопереживать ей. Подготовка к родам – одновременно радость и слезы.

Под сердцем Матери – Богочеловек. Начинается крестный путь Матери Божией. Мы, ожидая рождество Богомладенца, сострадаем и стараемся помочь нести Ей этот крест. И все делает нас особенно восприимчивыми к делам любви. К тем, кому нужна наша помощь.

В Рождественский пост Матерь Божия сорок дней готовится к родам, и тоже значение имеют сорок дней Великого поста, когда Господь готовится стать Голгофской жертвой. Крестношение Матери Божией – это путь, предвосхищающий Голгофский путь за сорок дней до распятия Христа. Матерь Божия родила Богомладенца, и это созвучно трехдневному Воскресению Христа. Рождество и Пасха гармонируют. В древних уставах Рождество назвалось тоже Пасхой. Рождество – это и есть как бы первая Пасха.

Со 2-го января по 6 января пост усиливается. В эти дни рыба не благословляется. Но не единым воздержанием от скоромной пищи ценен пост. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковь.

 

Духовной пищей тому, кто хочет очищенным встретить Рождение в Мир Богомладенца Иисуса Христа, должно стать усиленное молитвенное правило, прощение обид, деланием добрых дел, насыщение души чтением Евангелия, святоотеческой литературы. В период поста священнослужители рекомендуют чаще посещать Богослужения, пособороваться, и конечно же причастие Тела и Крови Христовой, оптимально — в каждое Воскресенье, или минимум — перед праздником исповедаться и причаститься.

Оптинские старцы говорили: “Не хотят поститься добровольно – будут поститься недобровольно…”

Не от того ли нам пришлось пройти испытание войной и разорением, вплоть до голода и лишения придуманных цивилизацией удобств, что в массе своей не хотим прислушаться к наставлениям Матери-Церкви? Никто однозначно не ответит на такой, по сути своей, риторический вопрос. Жители Донбасса, в большинстве своём, и сегодня продолжают вынужденно поститься, ограничивая себя во многих вопросах. Налицо — смирение народа в перенесении выпавшего испытания и единодушное желание выйти из этих передряг победителями духа над плотью, в роли миротворцев, которые блаженны перед Господом.

Мы не хотим никому зла, мы прощаем братьев украинцев за причиненные жителям Донбасса страдания. Мы хотим мира и только мира! И мы ни за что не откажемся от веры предков, непоколебимо находясь в лоне Единой Соборной и Апостольской Церкви Христовой.