Рождество Христово
6 января — в Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста, — мы особенно готовим себя к встрече со Христом, Господом нашим. Ведь в этот таинственный вечер к нам приходит сам Бог — непостижимый в Своем величии, Бог, сияние Которого слепит очи, рождается среди людей от Девы, от юной хрупкой отроковицы, которая так сумела поверить, так уйти, так углубиться в тайну неба, что Слово Божие стало реальностью земли…
Бог рождается через Пресвятую Деву Марию, становится человеком для того, чтобы во всем быть нам подобным, чтобы понести на Себе всю тяжесть человеческой жизни, все последствия человеческого отступления от Бога, все следствия человеческой нелюбви, взаимной отчужденности и ненависти. Всё горе земное ложится на Его плечи; и именно ради того, чтобы всё это понести, Он становится одним из нас.
Его рождение в Вифлеемской пещере — с одной стороны очень радостное долгожданное событие для человечества — начало нашего спасения состоялось. Но это также и начало Его крестного пути; бессмертный — входит в область смерти и отдаётся во власть смерти; Он, Который стал человеком, потому что так возлюбил созданный Им мир, что Собой пожертвовал, чтоб этот мир вернулся к радости своей; Он, Который есть Любовь, ставшая плотью, будет встречен сначала холодной безразличностью, затем нарастающим отчуждением, ненавистью; будет отвержен, изгнан, убит…
Вот, какой Бог нам открывается, и такого Бога, поистине, человек придумать не мог, ибо такого Бога он себе и не мог ни представить, ни пожелать, потому что Господь не только Сам Себя таким являет, но Он и требует от каждого из нас, чтоб мы именно такими, как Он, стали через Любовь…
Народные традиции в Рождественский сочельник
В Святой Вечер начинаются Святки — две недели зимних праздников, которые продолжаются вплоть до Крещения, празднуется Православной Церковью 19 января. Праздник Рождества Христова относится к наибольшим христианским праздникам, которые Церковь отмечает особенно торжественно. Кульминацией праздничного приготовления является вечер накануне Рождества – день бдения, молитвы и поста. Святой вечер имеет не только особенные и глубокие по содержанию церковные службы, но также богат в нашем народе обрядами и обычаями.
К Рождеству издавна готовились ещё с лета. Во время жатвы первый, а в некоторых местах – последний сноп хлеба (ржи или пшеницы) оставляли не обмолоченным. Этот сноп вносили в дом в канун Рождества Христова. Для празднования «Святвечера» и Рождества выпекали много разновидностей хлеба, — Рождественский хлеб был символом новорожденного Иисуса, к нему добавляли немного святой воды.
Между блюдами Святой Вечери на первом месте стоит кутья, или коливо. Это вареная пшеница с мёдом. Кутья появилась ещё в дохристианские времена. С тех пор она сохранила символизм поминального блюда. Ведь пшеница, как зерно, ежегодно оживает, поэтому является символом вечности, а мёд – как символ вечного счастья святых на небесах. Варили кутью в специальном новом горшке. Для кутьи бралась заблаговременно потолченная и моченая пшеница, а также «непочатая» — набранная до восхода солнца чистая вода. А 6 января на рассвете хозяин и хозяйка готовили «Божью еду» — кутью и узвар.
Когда же вечером на небе появлялась первая звезда, садились всей семьёй ужинать. В конце ужина отец, а за ним и вся семья вставали из-за стола и благодарили Господа за прожитый год и просили о Божьем благословении на год следующий.
После Святвечера существовал обычай носить вечерю дедушке и бабушке (если они жили отдельно), потом крестным родителям, а также всем друзьям и добрым знакомым. «Нести вечерю» – значит, уважать старейшину, делиться радостью о пришедшем в мир Богомладенце, разделять надежду, судьбу, добро, а также вспоминать умерших сродников. После Вечери в некоторых регионах молодёжь начинала колядовать. Некоторые затем шли на Всенощное Богослужение, которое завершалось праздничной Рождественской Литургией…
Вот и в наши дни, в Богоспасаемом Александровске, крепнет традиция прийти с кутией и поздравить с праздником Рождества Христова прежде всего своего пастыря, настоятеля Александровского Свято-Вознесенского храма о.Якова Лобова. По уже сложившейся традиции, все пришедшие возвестить радостную весть в доме о.Якова получили сладкие вознаграждения. Также и 7-го января в праздничный день Рождества Христова по окончании Богослужения и после рождественских выступлений все дети получают Рождественские подарки.
Фото. Рождественский сочельник в Александровске, 6.01.2017