Site icon | Свято-Вознесенский храм, г. Aлександровск

Когда Господь посылает благотворителей, тогда они приходят сами…

Поздравление с днём Ангела благотворителя храма

Поздравление с днём Ангела благотворителя храма

Храм святого апостола Андрея Первозванного, посёлок Фрунзе, Луганская епархия
Храм святого апостола Андрея Первозванного, посёлок Фрунзе, Луганская епархия

Тридцатилетний отрезок новейшей истории на постсоветском пространстве – наше с вами время – потомки-историки обязательно охарактеризуют, как время интенсивного строительства храмов Божиих. За годы Советской власти, как известно, многие храмы были разрушены по директивам сверху. И чего особенно жаль, в том недавнем прошлом – период гонений на Святую Церковь и разрушения храмов – пострадали или были полностью уничтожены даже капитальные каменные соборы-богатыри, которые внушали трепет и уважение, восхищали своей архитектурой как верующих, так и неверующих граждан «строителей светлого будущего».

Мне, как внештатному корреспонденту газеты «Православие Луганщины», довелось вникнуть в историю нескольких десятков сельских храмов Луганщины, беседовать со священниками, которые рассказывали, каково им было возрождать святые храмы из руин, либо строить новые, в том числе и там, где их никогда ранее не было, как например в пос. Металлист. Возможно, имея ещё недостаточный опыт, выводы делать рано, тем более обобщать, но, всё же, я рискну изложить свои впечатления.

В чём особенность возведения сельских храмов в отличие от городских? Меньшее количество жителей, меньше предприятий или полное их отсутсвтие, и, как следствие — меньше возможностей найти успешных бизнесменов, способных и желающих помочь возрождению храмов, жертвовать десятины, да хоть один процент, а то и сотые доли процента от дохода на поддержание церковного прихода. Не зря многие священники так боятся, что их пошлют служить куда-нибудь в отдалённые сёла-деревеньки. А, может, всё-таки зря так опасаются?

Вот что удивительно, несмотря на неутешительные прогнозы, почти везде, где служит добросовестный батюшка, но нет средств на строительные нужды, не побоюсь преувеличения, чудесным образом находятся люди, которые считают своим долгом помочь бедному приходу построить, либо отреставрировать храм, дабы было где местным прихожанам покаяться в грехах, принять святое причастие и восславить Всевышнего. Ну, а если что-либо делается во славу Божию, то как можно сделать не от души, чтобы уютно и благолепно было в обители Христовой? Как ни крути, а приходится отдавать кесарю немалое кесарево, дабы Божие возвести.

Но, слава Богу! — не оскудевает земля русская добрыми людьми. Посылает их Господь на помощь, хотя внешне это выглядит так, как будто они сами идут в церковь, сами предлагают помощь. Так уж повелось, что мирских людей, осознанно желающих помочь в деле возрождения духовности, называют благотворителями. Но и часто (не раз приходилось слышать лично), возможно, в каких-то случаях и заслуженно, но чаще от зависти людской, их в глаза благодарят, а за глаза – тут же осуждают за их благодеяния, обличая в «отмывании» неправедно нажитых денег, вспоминая их безбожное прошлое, либо за иные какие грехи, мол, недостойны они такой чести – храм Божий строить!  Но ведь и среднестатистический верующий не так давно стал таковым, не святым родился, а в юности всякое было, многие из нас кто постарше и безбожное будущее строили вместе с компартией, которая была «наш рулевой». Такова действительность нашего переменчивого времени…

Но, как бы там ни было, число приходов в нашей Луганской епархии сейчас приближается к дореволюционным временам, самый затратный строительный период для епархии, в целом, постепенно завершается. Ожидается (очень хотелось бы этого) следующий период – время духовно-нравственного возрождения общества, очищения от привнесённого чуждой культурой свободно-вульгарного образа жизни на западный манер.

Но вернёмся в будни наших более чем скромных сельских приходов с единственным батюшкой на несколько деревень. Один из наглядных примеров, когда, в самых, казалось бы, безвыходных положениях, вдруг приходили нужные люди, и ситуация из безвыходной становилась решаемой, причем очень быстро решаемой, — это жизнь прихода в честь апостола Андрея Первозванного в пос. Фрунзе Александровского благочиннического округа Луганско-Алчевской епархии.

История приходской общины посёлка Фрунзе началась с приездом сюда настоятеля Свято-Андреевского храма, протоиерея Михаила Иваника. В 1996 году он получил благословение на открытие храма в честь святого апостола Андрея Первозванного в пос. Фрунзе, Славяносербского района, Луганской области. Его стараниями была организована приходская община.

13 октября 1997 года Благочинным Митрофорным протоиереем Николаем Ромером Стахановского округа (приход перешёл в Александровский благочиннический округ в 2006 году) во временном здании, где проводились богослужения, был освящен престол храма. Здание было старое. Настоятель вместе с прихожанами усердно молились Господу и покровителю храма святому Апостолу Андрею Первозванному о помощи в строительстве нового храма. И Господь услышал эти молитвы и ниспослал милость свою.

В 1998 году в воскресный день храм посетила Раиса Яковлевна Спорышева. По окончании Божественной литургии она поинтересовалась у отца Михаила: «В честь какого святого назван сей храм»? Настоятель ответил: «В честь святого апостола Андрея Первозванного». Раиса Яковлевна воскликнула: «О, как хорошо! А у меня сын Андрей, слава тебе Господи!» С этого благословенного дня Раиса и Андрей Спорышевы начали финансировать строительство нового храма на земле, выделенной Фрунзенским поселковым советом в парке Победы, в самом центре посёлка Фрунзе.

Были и другие благотворители у строящегося храма, также со всем усердием, кто чем мог, помогали все прихожане. Благодаря трудовой и финансовой поддержке строительство типового храма благополучно закончилось в 2007 году. И к престольному празднику – дню чествования апостола Андрея Первозванного (13 декабря) храм открыл свои двери. Благочинный Александровского округа протоиерей Иаков Лобов, возглавивший торжественное богослужение, поздравил жителей пос. Фрунзе и настоятеля Свято-Андреевского храма тогда еще иерея Михаила Иваника с этим знаменательным событием.

Но на этом милость Божия не закончилась. В 2008 году пришел в храм раб Божий Олег (Олег Викторович Грицай – частный предприниматель в сфере угольной промышленности), подошел к отцу Михаилу и предложил свою помощь. А батюшке в то время очень хотелось найти средства на настоящие колокола для только что построенной колокольни, он и озвучил просьбу о помощи в этом деле. Новый прихожанин оказался из тех, у кого жизненный принцип коротко и ёмко умещается в двух словах: «сказано – сделано», и уже 2010 году в городе Донецке были отлиты три разновеликие колокола на 150, 120 и 90 кг для фрунзенского храма.

Но дружба с Олегом Викторовичем на этом не закончилась. Он оказался на самом деле глубоко верующим благопристойным человеком. Вместе с отцом Михаилом съездил в паломническую поездку по святым местам Израиля, затем уже самостоятельно – на святую гору Афон и другим святым местам, а совсем недавно вернулся со свежими впечатлениями из Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Икона преп. Олега Брянского в Свято-Андреевском храме пос.Фрунзе
Икона преп. Олега Брянского в Свято-Андреевском храме пос.Фрунзе

А когда они вместе с настоятелем протоиереем Михаилом поехали в пос. Красный Лиман к настоятелю Петро-Павловского храма схиархиепископу Алипию (Погребняку), то получили благословение приобрести для постоянного хранения одну из храмовых святынь – икону преподобного князя Олега Брянского (небесного покровителя Олега Викторовича) с частицей его святых мощей .

Схиархиепископ Алипий благословил также протоиерея Михаила Иваника каждый год 3 октября в день памяти преподобного князя Олега Брянского* служить Божественную литургию — таким образом, в новом фрунзенском храме в честь апостола Андрея Первозванного появился второй престольный день.

В 2013 году, благодаря благим деяниям Олега Викторовича Грицай, было завершено строительство новой современной трапезной, в которой каждое воскресение за его же пожертвования всех прихожан приглашают после богослужения на вкусный горячий обед.

Но кроме помощи церкви, как оказалось, этот человек помогает также и простым людям. Когда к нему обратилась одна прихожанка храма с просьбой занять деньги на сложную операцию на сердце, он, не колеблясь, безвозмездно пожертвовал ей необходимую сумму.

В день чествования преподобного князя Олега Брянского председатель поселкового совета Иван Станиславович Суховеев также выразил благодарность Олегу Викторовичу за помощь посёлку в социальных вопросах.

Приведённый пример, конечно же, кроме того, что подтверждает мои выводы, говорит ещё и о желании настоятеля Свято-Андреевского храма пос. Фрунзе отблагодарить достойных людей — благотворителей, сделавших так много для его прихода. А всех нас, православных людей, не может не радовать, что за столь короткое время храм Андрея Первозванного стал центром не только духовного, но и социального возрождения посёлка, – что подтверждает увеличивающееся количество молодых родителей, которые идут в храм и ведут с собой своих маленьких детей.

А теперь, когда вместительный храм и трапезная полностью достроены, отец Михаил рад пригласить всех гостей на престольный день в честь святого апостола Андрея Первозванного. Праздничное богослужение состоится 13 декабря 2013 года.

А еще меня радует, что я могу с лёгкостью привести и другие примеры, когда сельские храмы оживают на глазах у удивлённых жителей, вопреки логике неверующих людей, в такое тяжёлое для выживания время, благодаря пришедшим вдруг неизвестно откуда благотворителям. Это только верующий человек знает, что Господь их посылает в помощь священникам и прихожанам за их верное служение и молитвы с верой Богу возносимые.

К таким сельским храмам, возродившимся благодаря благотворителям, можно смело отнести также Свято-Благовещенский храм пос. Веселая Гора, Свято-Покровский храм с. Трёхизбенка, Свято-Вознесенский мужской монастырь с. Хорошее, храм в честь Иверской иконы Божией Матери пос. Долгое, Свято-Пантелеимоновский храм посёлка Криничанка (Червоногвардейское) …

Да и есть ли хоть один храм на Луганщине или далеко за пределами области, который бы обходился ныне без помощи благотворителей, пожертвований отзывчивых добрых людей? Когда Господь посылает благодетелей, тогда они и приходят сами.

Автор статьи: Светлана Тишкина

Праздничное Богослужение в храме святого апостола Андрея Первозванного, пос.Фрунзе
Праздничное Богослужение в храме святого апостола Андрея Первозванного, пос.Фрунзе

3 октября 2013 года в день памяти преподобного благоверного князя Олега Брянского была отслужена праздничная Божественная литургия, которую возглавил благочинный Александровского округа протоиерей Яков Лобов, ему сослужили — настоятель храма апостола Андрея Первозванного протоирей Михаил Иваник и клирик Свято-Вознесенского собора иерей Марк Лобов.

По окончании Богослужения благочинный поздравил настоятеля храма и прихожан с престольным праздником в честь преподобного Олега Брянского и преподал своё пыстырское благословение. Отец Михаил поздравил с Днём Ангела благотворителя святаго храма сего Олега Викторовича Грицая и вручил ему памятную икону.

*Святой благоверный князь Олег Романович Брянский

(во святом Крещении — Леонтий) — был внуком святого мученика князя Михаила Черниговского. По летописным источникам известно, что благоверный князь Олег в 1274 году вместе со своим отцом, князем Романом Михайловичем Брянским, участвовал в войне против Литвы.

После 1274 года он оставил княжение и принял иноческий постриг с именем Василий в Брянском Петропавловском монастыре, построенном на его средства. В этом монастыре святой благоверный князь скончался строгим подвижником около 1285 года и был погребен при монастырском храме.

ОЛЕГУ БРЯНСКОМУ
Тропарь, глас 8

От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне, / славу земную, яко преходящу, оставил еси, / и, царство земное в ничтоже вменив, / лику инок радостно причелся еси, / и труды многими град Брянск, аки солнце пресветло, озарил еси: / тем быв Троицы украшение, / моли, княже Олеже, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Уподобился еси плодоносней леторасли / от корене честнаго, / Олеже благородне, / истину возлюбив и нетленный Христов живот. / Темже молитвою, бдением и пощением / светильник великий быв твоим учеником, / просвети, блаженне, отечество твое и спаси души наша.

Exit mobile version