Еще издали, лишь только засверкают серебряные луковицы куполов, невольно начинаешь испытывать величие и притягательную силу этого уникального храма.

Поднимаясь по каменным ступенями и осеняя себя крестным знамением у входа, мысленно представляешь, сколько поколений православных христиан здесь прошло: сербские гусары в расшитых шнурами мантиях, русские офицеры в кителях с серебряными пуговицами, вернувшиеся с Великой Отечественной войны солдаты в выцветших гимнастерках…

Свято-Вознесенский собор
Свято-Вознесенский собор, г.Александровск
Почти два века этот храм служит украшением земли Луганской. Недаром возвращаясь из Святой земли, паломники называют его: «Наш второй Иерусалим». Вы уже, наверное, догадались, о каком храме идет речь? Конечно же, это Свято-Вознесенский собор г. Александровска.

ХРАМ – ПОБЕДИТЕЛЬ БОГОБОРЧЕСКИХ ВРЕМЕН

Шла вторая неделя Великого Поста. На утренней субботней литургии молитвенно вспоминали святителя Порфирия, мученика Севастиана, поминали усопших. Службу возглавлял благочинный Александровского округа, секретарь епархии, настоятель Свято-Вознесенского собора протоиерей Иаков Лобов.

После литургии отец Иаков подвел меня к молодой женщине, стоявшей недалеко от алтаря:

— Знакомьтесь: Светлана Тишкина, наша прихожанка, писательница и поэтесса, будет сегодня Вашим гидом.

Приветливо улыбнувшись, Света повела показывать достопримечательности Александровской святыни. Но я, уже наслышанный о том, что Тишкина – автор поэмы, посвященной 250-летию Свято-Петро-Павловского собора г. Луганска, попросил моего гида в нескольких словах рассказать о себе.

Было интересно узнать, что Светлана — член межрегионального союза писателей Украины и член международного союза писателей «Новый современник», автор нескольких романов и пьесы «Напутная на все времена», посвященной Владимиру Далю и тепло встреченной далеведами. Недавно написала историческую книгу об Александровске «Тайны Александровска».

Свято-Вознесенский собор, 2001 г.
Свято-Вознесенский собор, 2001 г.

Так что тому, что Светлана рассказала, можно было смело доверять. По ее словам, история Свято-Вознесенского собора самым тесным образом связана с историей самого Александровска, начавшейся во времена последних лет правления императрицы Елизаветы Петровны. Для заселения «ничейного» участка «дикого поля» правительство императрицы привлекло выходцев из балканских стран православного вероисповедания, добровольно пожелавших служить российскому государству.

В 1775 году богатая и живописная степь была отдана в ранговую дачу Александру Юзбашу, капитану Бахмутского Волошского гусарского полка. На основании правил ранговой доли, заселив ее народом семейным и оседлым из дозволенных мест, Александр Юзбаш назвал имение своим именем – Александровка.

По смерти А.Юзбаша владение перешло к его отцу отставному бригадиру Константину Юзбашу, который в 1783 году начал хлопотать о постройке церкви во имя Вознесения Господня. Епархиальное начальство разрешило строительство храма, которое продолжалось в течение восьми лет.

25 марта 1791 года Бахмутский протоиерей Петр Расевский соборно, по надлежащему церковному чинопоследованию освятил церковь и открыл в ней богослужение. В начале XIX столетия деревянная церковь пришла в негодность, и в 1840 году на ее месте был построен каменный трехпрестольный пятиглавый Свято-Вознесенский собор.

После 1937 года, по промыслу Божьему, собор остался единственным действующим храмом во всей области. В конце 1940 года приход упразднили, но через несколько месяцев вновь восстановили. В 1955 году Вознесенский собор был включен в список сакральных сооружений области, которые разрешили посещать иностранным делегациям.

Несмотря на годы войны и разгул атеизма, храм претерпел мало изменений и ныне является памятником архитектуры. Внутреннее убранство собора, великолепный иконостас вызывают восхищение людей.

Бесценное достояние храма – его святыни. Часть икон в годы гонений была спасена верующими, остальные подарены позже.

Святитель Иоасаф Белгородский
Святитель Иоасаф Белгородский

В подтверждение сказанного Светлана Тишкина по очереди подводила меня к храмовым иконам:
св. мученика Трифона и святителя Луки, архиепископа Крымского,
св. жен Дивеевских Марфы, Александры и Елены,
св. преподобного Георгия Даниловского исповедника,
св. благ. князя Александра Невского,
святителя Иоасафа Белгородского с частицами святых мощей, а также мощевику, преподнесенному в дар собору схиархимандритом Зосимой (Сокур), в котором находятся 64 частицы св. мощей вместе с частицами Голгофского камня и дуба Мамврийского.

Подходя к святыням, прикладываясь к ним, мы ощущали благодать, которая от них исходила. Недаром усердно молящиеся прихожане получают подле храмовых святынь исцеление и помощь.

К примеру, по рассказам раб Божьих Татьяны и Натальи – женщины занимаются выпечкой просфор — после усердных молитв у иконы св.мученика Трифона исцелилась одержимая бесом дочь одной прихожанки…

А сколько чудесных исцелений происходило, когда в храм прибывала икона блаженной старицы Матроны Московской с частицей мощей! В благодарность за помощь люди несли цветы, и казалось, что храм, как корабль, плыл по морю цветов…

КЛЮЧ К СЕРДЕЧНЫМ ЗАМКАМ

9 сентября 1997 году в обязанности настоятеля собора вступил протоиерей Иаков Лобов, назначенный также благочинным Александровского округа и членом Епархиального совета, а 25 мая 2001 года получивший назначение секретаря Луганской епархии…

Преподобный Георгий исповедник Даниловский
Преподобный Георгий исповедник Даниловский

Беседуем с отцом Иаковым в небольшой комнатке, за стеной которой — трапезная. Оттуда доносятся голоса – после окончания литургии прихожане пришли подкрепить свои силы обедом.

В сегодняшнем меню – постный борщ, тушеная капуста, постные блины, постный плов, компот из сухофруктов. Все вкусно и сытно. К слову будет сказано, подобные обеды устраиваются после каждой литургии – традиция, которую, став настоятелем храма, внедрил отец Иаков.

В беседе я прошу отца Иакова рассказать о себе и задаю вопрос, в какой-то мере уже традиционный: как Бог управил принять священнический сан?

Родился отец Иаков в Кировске Луганской области в шахтерской семье. Семья была многодетная: старшие четыре сестры, Иаков — пятый. Родители были люди верующие, и мальчик рано начал ходить в церковь. Поскольку своей церкви в Кировске не было, ему приходилось ходить в церковь села Голубовка, где служил отец Василий Шпарук.

В задушевных беседах с отцом Василием, в молитвах и за чтением святого Евангелия зародилось в сердце ребенка желание посвятить свою жизнь служению Богу. Но путь к осуществлению мечты оказался непростым. На ту пору (речь о середине 70-х годов ХХ века) Кировск занимал первое место по безбожию в Луганской области. Юношу чуть ли не в приказном порядке заставляли вступить в комсомол. Не получилось. Когда в школе узнали, что Лобов собирается поступать в духовную семинарию, из «лучших побуждений» срезали на выпускном экзамене по биологии.

— На пересдачу оставили на осень, — рассказывает отец Иаков. – Итог был следующий: экзамен сдал на «пять», в аттестат пошло «четыре». Я уже видел: загоняют в угол. Но не подумали наши горе-атеисты, что в семинарию не принимают без армии…

Как и полагается, будущий батюшка отслужил два года срочной службы. И не просто отслужил, но прошел путь от рядового до командира взвода. Зная, что и впредь местные власти будут строить козни, Иаков, вернувшись из армии, выписался из Кировска и снялся с военного учета. Это позволило поступить в духовную семинарию без риска попасть на военную переподготовку, как это нередко случалось с абитуриентами, успешно сдавшими вступительные экзамены.

В 1988 году отец Иаков закончил Одесскую духовную семинарию; 12 декабря этого же года владыка Иоанникий был возведен в сан епископа, а 19 декабря меня рукоположили в дьяконы,- рассказывает батюшка, — затем 25 декабря 1988 года митрополит Сергий рукоположил меня во священники.

Протоиерей Иаков Лобов
Протоиерей Иаков Лобов, настоятель

В жизни отца Иакова много совпадений, которые без преувеличения можно назвать промыслом Божьим. К примеру, где бы ни служил батюшка – везде свою десницу над ним держал Николай Чудотворец.

Так, в Свято-Покровском храме с. Трехизбенка есть предел св. Николая, а названия Свято-Николо-Преображенского кафедрального собора в Луганске и Свято-Николаевского храма в городе Лисичанске, где также пришлось служить отцу Иакову, — говорят сами за себя.

В нынешнем году исполняется 16 лет, как отец Иаков стал настоятелем Свято-Вознесенского собора в г. Александровске.

Батюшка вспоминает, что первую свою литургию на новом месте он служил на праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня.

— Праздник великий, почитаемый у православных христиан, — рассказывает священник, — и я ожидал, что на службу соберется много народу. Какое же было мое удивление, когда увидел всего несколько старушек и старичков…

Отец Иаков задал себе вопрос: почему храм почитаемый, а прихожан приходит мало? Причин, по мнению батюшки, было несколько.

В середине девяностых годов открывалось много церквей. И люди шли в те храмы, которые открывались ближе к дому. Плюс ко всему в Александровск плохо ходил транспорт (кстати сказать, и сейчас эта проблема решена не полностью).

Крестильный храм
Крестильный храм при Свято-Вознесенском соборе

— Я задумался: как вернуть людей в храм, как подобрать ключи к сердечным замкам. И пришел к выводу: не надо смотреть на людей только с амвона. Надо идти к ним навстречу, стучаться в каждый дом, делать так, чтобы не только в праздничные дни, но и рядовые будни двери храма были открыты для всех желающих помолиться. Кроме того, чтобы количество прихожан росло, надо создавать соответствующие условия: улучшить отопление, сделать ремонт, обновить при-храмовую инфраструктуру.

Без лишних слов батюшка взялся за дело. За короткое время вместо стареньких построек по периметру собора были построены трапезная, просфорная, крестильная, иконная лавка. Над источником возвели беседку.

Видя, как трудится настоятель, с каким открытым сердцем идет навстречу, люди стали возвращаться в родной храм. С Божьей помощью, стали появляться деньги на ремонт и другие важные работы.

— Оказалось, — признается батюшка, — есть немало людей, готовых протянуть руку помощи. Среди них есть и предприниматели, например, Наталья Гаеха, Александр Ермаков, Иван Холод. Посильную помощь Свято-Вознесенскому собору также оказывает городской голова Николай Греков.

Сотни, а точнее, тысячи людей жертвуют на благоустройство храма, который с каждым годом становится все краше и краше. Недаром, луганские паломники, возвращаясь из Святой земли, говорят, когда приходят в храм: «Свято-Вознесенский собор – наш второй Иерусалим».

Вадим Рыбальченко
Газета «Православие Луганщины»