В 2011 году в Луганске, с благословения Высокопреосвященнейшего Иоанникия, Митрополита Луганского и Алчевского, увидела свет книга «Луганская епархия», посвященная истории становления и жизни Луганской епархии и многих храмов, входящих в ее каноническую территорию.
Стрельцов Виктор Николаевич, один из добровольных помощников авторского коллектива, с участием авторов – Сумишина Юрия Сергеевича и Корнеева Евгения Семеновича, под общей рубрикой «С храмом Божьим в душе и сердце» газеты «Жизнь Луганска», — знакомит читателей с историей храмов Луганщины.
Надеемся, что эта публикация послужит еще одной вехой в познании нашего недавнего прошлого и в оценке настоящего. Ведь нет истории без истории духовной, без культурного наследия и нет большей ценности в жизни человека, чем духовная составляющая.
Каждый храм, как и человек, имеет свою судьбу, свою историю, неотделимую от истории общества.
Интервью с автором книги «Луганская епархия»:
— Юрий Сергеевич, во времена гонения Советской власти на религию церкви Луганска, за исключением Петропавловского собора, были разрушены, а Свято-Вознесенский собор в Александровске сохранился и практически не претерпел внешних изменений.
— Александровск в то время имел сельский уклад жизни, и как всякому селу ему свойственна была патриархальность, верность православным традициям. Все жители были прихожанами этой церкви, и собирать подписи на ее закрытие было просто не у кого кто бы был против храма.
Можно допустить и то, что слобода Александровская была на особом положении у коммунистической власти. Ведь попытки большевистской организации организовать в Донбассе крестьянские бунты в 1905 г. увенчались успехом только в Александровке. Только здесь группе крестьян во главе с коммунистом-подпольщиком Дмитрием Петровичем Осипенко удалось взять земли помещика Л.В.Голубева в аренду и удерживать их почти год.
Только здесь в 1919 г. созданный добровольческий отряд в 200 человек уходил на защиту Луганска от белогвардейцев с благословления священника Феодора Базилевского. Кроме того, жители какое-то время укрывали от жандармов К.Е.Ворошилова, о чем свидетельствует сохранившаяся памятная табличка на одном из домов.
— В Свято-Вознесенском храме находится частица Голгофского камня. Вам известна история его появления на Луганщине?
— В храме, действительно, есть мощевик, в котором находятся 64 частицы Святых мощей и частица Голгофского камня, частица дуба Мамврийского. Известно только то, что это дар храму от схиархимандрита Зосимы (Сокур), основателя двух монастырей в Донецкой области. В храм он попал уже во времена современной Украины.
— Евгений Семенович, в книге сообщается, что «взамен обветшалой, деревянной церкви была построена каменная трехпрестольная». Были на Луганщине и однопрестольные, и двухпрестольные. Чем обусловлено их количество?
— Один или несколько раз в году каждый православный храм, каждый приход отмечает свой престольный праздник. Иначе он называется храмовым праздником, или просто престолом. В ряде храмов имеются так называемые приделы, т.е. пристройки под одной общей с храмом крышей, каждая из которых имеет свой алтарь, а следовательно, и свой престольный праздник – престол.
Пределы устраиваются для того, чтобы в один день (крупные праздники или воскресенья) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству престолов), так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле. И священник не может совершать более одной литургии в день.
Ранее престолы часто освящались в честь местночтимых икон или святых, и празднование этих престольных праздников были значимыми событиями в жизни города или села. В эти дни приглашались гости – жители соседних сел и деревень и устраивались ярмарки.
— В 1955 г. Свято-Вознесенский храм был включен в список сакральных сооружений области, открытых для посещения иностранными делегациями. Это потому, что к тому времени удивить-то «заграницу» было уже не чем?
— Сакральный – от латинского слова «sacralis» – «священный», «духовный». Этот термин используется во многих значениях. Сакральными называют памятники древнего искусства, в которых эстетические и художественные функции не выделены в ритуальные и культовые. Во времена хрущевской оттепели граница СССР была некоторым образом открыта (достаточно вспомнить 1957 г.- фестиваль молодежи и студентов в Москве).
Страну стали посещать иностранные туристы, профсоюзные и партийные делегации других стран. При тогдашней «минимизации» в строительстве в нашей области нечего было показать в плане архитектуры, вот и показывали то, что не успели или не смогли разрушить в 1920-30 годы. Слава Богу, отношение к церкви сейчас кардинально меняется.
По надлежащему церковному чинопоследованию – освящена
В живописном уголке нашего края – в Александровской слободе – 25 марта 1791 г. Бахмутский протоиерей Петр Расевский освятил вновь построенную деревянную Свято-Вознесенскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие.
Прошло долгих 8 лет с просьбы об этом обывателей слободы, заселенной в ту пору 120 дворами, в которых проживало 400 душ мужского пола и 360 душ женского. Огромное желание построить церковь в своем имении было и у отставного бригадира и кавалера Константина Николаевича Юзбаша.
После смерти бывшего владельца земель, капитана Бахмутского Волошанского гусарского полка Александра Юзбаша, слобода перешла в собственность Константину, став весомым дополнением к уже имевшейся в его владениях слободе Веселая Гора.
В 1783 г. при содействии Губернской канцелярии, Межевая комиссия отделила от земель Александровской слободы 120 десятин для будущей церкви. Но строительство не могло быть начато без благословления архиепископа Славянского и Херсонского Никифора.
Все прошения, направленные Константином Николаевичем к архиепископу, оставались без ответа. И отставной бригадир использовал последний шанс – заручился поддержкой правителя Екатеринославского Наместничества господина Синельникова.
14 августа 1785 г. наместник направил письмо к преосвященному Никону: «Прошу Вашего Высокопреосвященства в содействии сему благому предприятию, о созидании им, господином бригадиром Юзбашем, в память Вознесения Христова церкви преподать Ваше благословление».
После этого обращения не прошло и трех дней, как 17 августа 1785 г. была выдана благословительная грамота на закладку церкви с разрешением построить в слободе Александровской однопрестольную церковь. Но выдана – не значит получена. Еще два месяца ходил по служителям епархиальной канцелярии этот документ, пока наконец-то не попал к Юзбашу.
Окончательно потеряв строительный сезон, Константин Николаевич решил в этом же году хотя бы освятить место под церковь, чтобы с наступлением весны начать строительные работы. Нельзя было терять ни одного дня – строительный материал был собран еще два года назад и частично уже пришел в негодность, хранясь под открытым небом.
Экипаж, посланный им за Бахмутским протоиереем Петром Расевским, вернулся 1 ноября, и в тот же день Расевский «…по надлежащему церковному чинопоследованию освятил в слободе Александровской место под церковь и положил закладку на сооружение оной».
К 1 января 1790 г. храм был построен и полностью обустроен. Но пройдет еще год, пока прошение об открытии богослужения, направленное Бахмутским духовным Правлением будет подписано преосвященным архиепископом Екатеринославским и Херсонисо-Таврическим Авросием. 58 лет простоял деревянный храм, служа вере Господней и прихожанам Александровской слободы.
Трехпрестольный каменный храм – жемчужина архитектуры
После смерти Константина Юзбаша новые владельцы имения – штабс-капитан Михаил Александрович Сомов с супругой Марией Павловной – в 1849 г. построили на свои средства новый каменный трехпрестольный храм. Главный престол – в честь Вознесения Христова, правый – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, левый – святого Спиридона Тимифийского. Храм стал заключительным штрихом в созданном этой семьей архитектурно-парковом ансамбле. Особняк и церковь не уступали своим величием и архитектурным решением столичным. Внутреннее убранство храма вызывало и вызывает восхищение прихожан.
В 1887 г. усилиями принцессы Евгении Мюрат (Сомовой) в слободе была построена школа. Возведенный в 1864 г. винокуренный завод, оснащенный современным оборудованием, поставленным из Англии, своими доходами давал возможность содержать штат учителей и удовлетворять потребности церковного попечительства. Священнику был построен каменный дом, а псаломщику приобретен деревянный.
К началу 20 века в слободе проживало уже 1599 прихожан. Под стать храму подбирался и штат священнослужителей – с церковным и педагогическим образованием. К примеру, с 1897 года псаломщиком служил Иван Матвеев, окончивший курс Славяносербского училища и церковно-учительской школы, а священник Федор Базилевский, служивший в храме с 1906 г., окончил курс Полтавской духовной семинарии.
После революционных событий октября 1917 г. богослужение в Свято-Вознесенском храме не прекращалось вплоть до начала Великой Отечественной войны. Помещичий особняк Советская власть отдала под государственные и партийные учреждения. А после расформирования Александровского района, в 1961 г. особняк передали Облздравотделу. Александровск получил статус города.
В 1963 г. Александровск вошел в состав Луганска, и в здании был организован Областной туберкулезный диспансер.
Сейчас это здание, получив статус «прокаженного», практически разрушено. Сложившееся мнение, что оно ни к чему не пригодно из-за живучести палочки Коха, по мнению медиков, не совсем верно. Желание ряда священнослужителей восстановить сооружение и организовать там монастырь не встретило понимания у депутатов горсовета.
Сейчас в Свято-Вознесенском храме находятся особые святыни:
икона святого мученика Трифона и
святителя Луки, архиепископа Крымского,
святых преподобных жен Дивеевских Марфы, Александры и Елены,
святого преподобноисповедника Георгия Даниловского,
святого благоверного князя Александра Невского,
святителя Иосафа Белгородского с частицами святых мощей,
а также мощевик, подаренный храму схиархимандритом Зосимом, о котором упоминалось выше.
Была в Александровке еще одна святыня, почитаемая местными прихожанами – часть окаменевшего дуба.
Мы, тогда старшеклассники луганской СШ №33, в 1965-67 гг. подрабатывая летом на 3-ем отделении совхоза «Тепличный», частенько сиживали на нем, ожидая автобус 106-го маршрута.
Местные жители рассказывали легенду, что будто бы однажды сидел на нём у реки старец Филипп, а проходившие комсомольцы надсмеялись над верой Господней, и тогда старец обратился ко Господу с просьбой совершить чудо.
На глазах безбожников бревно дуба превратилось в камень и стало обладать чудодейственными свойствами. Понятно, что в природе явление окаменелости происходит только при нахождении дерева без доступа воздуха не одну сотню лет… Но легенда есть легенда.
Затем этот дуб был перенесен во двор храма, а сейчас находится у часовни старца Филиппа, расположенной на кладбище, где он похоронен (кольцо троллейбуса у автовокзала).
На сегодняшний день, в Свято-Вознесенском соборе установлено 7 престольных праздников, главный из них – Вознесение Господне – который совершается через 40 дней после Пасхи.
Хотелось бы, чтобы фраза, сказанная одним из священников: «Жить надо так, чтобы Господь, прикасаясь к тебе – не замарался», – стала нормой нашей жизни.
* Источник фото «Панский дворец»
Автор статьи:
Виктор Стрельцов