В актовом зале школы пгт. Славяносербск состоялся круглый стол, на который собрались директора школ, преподаватели и священнослужители, храмы которых находятся на территории Славяносербского района, а также районное и республиканское руководство, курирующие обучение детей в нашей молодой Республике.
Основная тема круглого стола — это часы духовности и встречи священнослужителей с детьми в школах, необходимость выработать эффективную форму духовно-нравственного воспитания учащихся. Ведь уже на пороге 2016 год – объявленный главой Луганской Народной Республики годом духовности, годом духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и молодежи. В начале круглого стола благочинный церквей Александровского округа протоиерей Иаков Лобов поприветствовал всех собравшихся и пожелал помощи Божией в этом нелёгком труде, который можно приравнять к подвигу!
Во время выступлений за круглым столом были озвучены основные задачи духовно-нравственного воспитания в современных условиях, формирование духовных ценностей ребёнка на основе общечеловеческих ценностей и духовно-нравственных основ Православия.
Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традиций, способности к духовному развитию, реализация творческого потенциала на основе нравственных установок и моральных норм — являются основными задачами духовно-нравственного развития и воспитания молодежи.
Учитывая актуальность данного вопроса в реалиях современной жизни, отделом образования Администрации, районным методическим кабинетом на базе Славяносербской гимназии для руководителей общеобразовательных учреждений, преподавателей курса «Основы православной культуры» был проведен круглый стол «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Славяносербии: традиции, опыт, перспективы», в котором приняли участие Первый заместитель Председателя Народного Совета ЛНР Светлана Гизай и представители духовенства Республики.
Как отметила начальник отдела образования Администрации Валентина Михайличенко, сегодня люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность, в связи с чем формирование нравственных и духовных ценностей учащихся в системе общего образования Луганской Народной Республики является значимой социально-педагогической задачей.
— Отсутствие духовного развития привело к нравственному опустошению подрастающего поколения. Острым остается вопрос с засилием в души молодых людей западной культуры и западных ценностей, в связи с чем исчезли слова: добро — как источник радости, мир и согласие в душе, милосердие, благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. И таких слов можно перечислять множество. От решения данной проблемы во многом зависит состояние общественной морали, социальных отношений, будущее нашего общества и Республики в целом. — подчеркнула Валентина Петровна.
Продолжая тему, Первый заместитель Председателя Народного Совета Светлана Гизай призвала обратить внимание на историю, подчеркнув, что каждый человек сам выбирает себе жизненные ориентиры и формирует свою духовную культуру.
— Если мы обратим взор к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. И только источники духовного наследия помогают воспитать в себе доброту, милосердие, любовь, преданность, человечность, скромность и веру.
Выступая перед присутствующими, заведующая районным методическим кабинетом Татьяна Тиминская подчеркнула, что духовно-нравственное воспитание — проблема комплексная и ее нельзя решить только в рамках школьного образования. Эту проблему нужно решать постепенно, включая в процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.
— Сделать, научить родителей, методистов общедидактическими методами быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего наставника может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.
В свою очередь, священнослужители обратились к нравственным ценностям православия, отметив, что видят выход из создавшегося положения в духовности как полноте бытия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни.
Уход в воспитании от традиций православия, на их взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья, связь школы и церкви.
Следует отметить, что на сегодняшний день духовно-нравственное воспитание в учебном процессе может быть представлено отдельными уроками через предмет «Основы православной культуры». Это обучение на основе духовности, в котором решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая будет способствовать духовному становлению ученика, пробудит в нем желание делать добро.
В ходе мероприятия перед присутствующими выступили дети, которые в рамках проекта «Глаза ребенка – зеркало мира» посетили Москву и Санкт-Петербург, поделились впечатлениями об увиденном. Поездка была не просто экскурсией, она носила духовно-патриотический характер. Ребята отметили, что они обогатились знаниями, почувствовали особую атмосферу исторических мест.
— Благодаря изучению православных ценностей мы глубже познаем мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, учимся гордиться своей историей, своим народом, осознавая себя его частичкой, учимся любить и беречь свою землю.
Подводя итоги заседания, Валентина Михайличенко подчеркнула, что неразрешимых проблем не бывает.
– Да, проблема духовно-нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе школы, семьи, церкви, образовательной системы, политической системы данная проблема заметно уменьшится. Очень надеюсь на то, что общими усилиями мы преодолеем черствость и бессердечие в наших душах и душах наших детей.
По итогам заседания, учитывая актуальность данного вопроса, участникам «круглого стола» были даны рекомендации:
— объединить усилия учреждений образования и Православной Церкви по воспитанию детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей, обмену информацией, взаимодействию в учебно-методических вопросах, анализу и обобщению опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания;
— создать условия для развития новых форм научно-методической, учебно-воспитательной работы по реализации программы духовно-нравственного воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательных заведений ЛНР;
— продолжить внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений ЛНР «Часы духовности».
В результате выступлений и обсуждений участников круглого стола было достигнуто взаимопонимание между духовенством и преподавателями в этом благом и нужном деле.
Смотрите в отдельном PDF файле: